Все конструкции состоят из разнообразных элементов и узлов, которые весьма важны. Одними из них являются подшипниковые узлы. Конструктивно они довольно просты, состоят он из прочного корпуса ( чаще всего он изготавливается из чугуна) и вмонтированного подшипника. Однако максимально эффективное использование подшипникового узла невозможна без применения дополнительных систем:
1.Уплотняющая система. Главным её предназначением является гарантия безопасной эксплуатации подшипника.
2.Система автоматической смазки. Обеспечивает нужный уровень смазки, без наличия которого эффективная работа подшипника невозможна.
Области применения таких механизмов, как подшипниковые узлы, невероятно огромна. Данные приспособления присутствуют практически во всех конструкциях, в которых находятся подвижные части. Это могут быть: опоры конвейеров, разнообразные передаточные валы, различные насосы, металлообрабатывающие станки.
Конечно же, для правильной и сбалансированной работы узлов, важна посадка валов на два подшипника. Фиксация вала, при этом, исполняется как в осевом, так и в радиальном направлениях, относительно корпуса или станины. Однако рабочие требования и характеристики конструкций довольно часто отличаются, поэтому существует 3 основных вида опор:
1. Фиксирующие и свободные узлы.
2. Регулируемые узлы.
3. "Плавающие" узлы.
Однако подшипниковые узлы, наподобие шарнирных соединений, являются более универсальными. Другими словами условия их эксплуатации, а также технические характеристики требуют совершенно других расчётов устойчивости и износостойкости, поэтому их разработкой занимается вспомогательная техническая служба по заказу.
Фиксирующий подшипник, установленный на один из концов вала, обеспечит ему не только радиальную опору, но и надёжную двустороннюю осевую фиксацию. Именно этим обусловлена жёсткая посадка подшипника не только на вал, но и в корпус станины. Наиболее часто при этом используются разнообразные модификации радиальных подшипников, что неудивительно учитывая их устойчивость к комбинированным нагрузкам.
Разнообразные вариации радиальных подшипников выбираются в зависимости от требуемых рабочих условий, это помогает обеспечить максимально надёжную фиксацию вала. При этом второй радиальный подшипник должен иметь свободную посадку на вал, то есть при его монтаже должен оставаться зазор, при этом будет обеспечена осевая опора в обоих направлениях.
Нефиксирующий подшипник (свободная посадка) запрессованный на один конец вала гарантирует лишь радиальную опору. Также данные подшипниковые узлы должны создавать возможность осевого смещения, что гарантированно избавит от взаимного напряжения между подшипниками, которое может возникнуть при сильном нагреве вала. Осевое смещение в подшипнике обеспечивается техническими особенностями его устройства.
Таким образом, для нефиксирующего соединения, более всего подойдут игольчатые подшипники, или же тороидальные роликоподшипники. Также осевое смещение может обеспечиваться за счёт смещения одного из колец подшипника относительно опоры, более оптимально будет смещение наружного кольца, относительно корпуса или станины.
Подшипниковые узлы, в некоторых случаях играют ключевую роль в устройстве механизированных конструкций автомобилей, авиотранспорта, железнодорожных транспортных средств. Также, ни один механизм технических производственных линий не монтируется без таких соединительных приспособлений.