В нашей стране корпорация "КАМАЗ", в состав которой входит несколько компаний, является одной из самых крупнейших. В мировом рейтинге производителей тяжелых грузовых автомобилей она находится на 13 месте. Линейка продукции компании довольно широка – это грузовые автомобили, автобусы, тракторы, прицепы, двигатели и пр. Более чем 40 моделей грузовиков имеют около 1500 комплектаций!
Марка Камаз
Модель 5490
История предприятия началась относительно недавно – строительство автозавода было начато в 1969 году, а первый автомобиль сошел с конвейера лишь в 1976 году. Было приложено немало усилий к развитию производства, расширению количества сборочных предприятий, а также созданию дилерской сети, и они не были потрачены зря. Вот основные достижения КАМАЗа на сегодняшний день:
В последние годы специалистами предприятия ведется активная работа над расширением гаммы выпускаемой спецтехники, постепенно вводятся новые модели и даже целые семейства автомобилей различной грузоподъемности. Особое внимание уделяется улучшению технических характеристик транспорта и его потребительских свойств. Для этого конструкторы КАМАЗа предлагают собственные оригинальные разработки или внедряют проверенные временем автокомпоненты ведущих мировых производителей.
В России и странах СНГ среди эксплуатируемых грузовиков массой от 14 до 40 тонн каждый третий – производства КАМАЗа. Эти грузовые автомобили пользуются невероятной популярностью более чем в 80 странах мира, благодаря своей надежности, простому обслуживанию, низким эксплуатационным расходам и оптимальной стоимости. По показателям качества грузовики КАМАЗ являются вполне конкурентоспособными и соответствуют требованиям Международного стандарта ИСО и национального стандарта ГОСТ.
Седельные тягачи КАМАЗ, которые используются для перевозки грузов на дальние расстояния, широко востребованы среди организаций и частных перевозчиков. Линейка тягачей этой марки достаточно широкая: российские и даже зарубежные дальнобойщики по достоинству оценили всю прелесть мощных автомобилей и их высокие эксплуатационные параметры.
Однако компания не останавливается на достигнутом и предлагает своим потребителям новую модель коммерческого грузового транспорта – седельный тягач КАМАЗ 5490, над созданием которой специалисты марки трудились в течение нескольких последних лет. Этот автомобиль – настоящий технологический прорыв, ведь ничего подобного в истории отечественного машиностроения еще не было.
Новые КАМАЗы 5490 нельзя назвать очередными мощными грузовиками. Это принципиально новая модель, воплотившая в себе самые последние конструкторские разработки, наивысшее качество и самые смелые надежды. Магистральный тягач должен постепенно заменить собой серию 5460 и стать флагманом в своем сегменте.
Первый серийный автомобиль сошел с конвейера совсем недавно, 9 октября 2013 года, хотя широкой публике новинка была продемонстрирована еще в 2011 году. ОАО КАМАЗ впервые представил свое детище, которое привело в восторг не только потенциальных потребителей, но и простых посетителей на международной выставке "Ком Транс – 2011". Поводов для восхищения этой машиной, действительно, немало. Но, давайте обо всем по порядку. Чем же новый КАМАЗ тягач 5490 отличается от своих предшественников?
В первую очередь, кабиной, причем изменения в её до боли знакомом образе радикальные. За основу была взята кабина мерседесовского тягача Axor, но нельзя говорить, что конструкторы КАМАЗа воспользовались "чужим добром". Нет, это новая разработка компании, в которую было вложено почти 40 миллионов долларов. Работа над созданием кабины происходила совместно со специалистами из Daimler Trucks (Германия), позже инженеры КАМАЗа окончательно доработали её исполнение и унифицировали с новым шасси. Кабина стала не только более стильной, но и более обтекаемой, что, в свою очередь, позволило улучшить аэродинамические характеристики грузовика и его потребительские свойства.
Магистральный тягач КАМАЗ 5490 будет производиться в двух вариантах исполнения кабины – один из них, как уже упоминалось выше, будет основан на каркасе Axor, другой же – на кабине DMEC, популярного корейского производителя. Для модели DMEC планируют подготовить несколько вариантов, которые будут отличаться своими габаритными размерами. Изначально же, в серийное производство будет запущена немецко-российская кабина КАМАЗ 5490, которая поражает своими размерами – её внутренняя высота составляет 1910 мм, позволяя водителю выпрямиться в полный рост! Работа над кабинами"корейского" типа еще ведется, поэтому говорить об их габаритах и степени комфорта еще рано – производитель не спешит выдавать все секреты. Выпуск ограниченной партии грузовиков с кабиной DMEC планируется начать в 2014 году. А в 2015 – 2016 гг., согласно планам компании, производство новых камазов обеих модификаций будет поставлено на поток.
Позаботился производитель не только просторной кабине, но и максимальном комфорте водителей в дороге, которого так не хватало предыдущим модели КАМАЗов. Еще несколько лет назад водители этих популярных отечественных грузовиков не могли представить, что сиденья производства Grammer и Isringhausen будут установлены на пневматической подвеске, рулевую колонку можно будет регулировать, а кабина будет оснащена системой круиз-контроля. На фоне всего этого стильный салон КАМАЗа 5490, наличие кондиционера и электрических стеклоподъемников может показаться лишь приятным дополнением.
Подобный уровень комфорта может быть сравним с самыми известными моделями тягачей этого класса. В новом КАМАЗе 5490 предусмотрена возможность одновременного отдыха водителей на стоянках: сразу за сиденьями расположена двухъярусная кровать. Правда размеры спальных мест нельзя назвать внушительными, всего 2 метра в длину и 0,7 и 0,685 м нижняя и верхняя полки соответственно) в ширину. Для хранения личных вещей предусмотрены вместительные ниши, расположенные прямо над лобовым стеклом. Передняя панель расположена таким образом, что водителю обеспечивается беспрепятственный доступ к всем элементам системы управления.
КАМАЗ 5490, 2013 года выпуска отличается от предыдущих серий грузовиков новым двигателем, а точнее, даже двумя. Ведь разработчики помимо стандартного камазовского мотора предлагают и агрегат, разработанный специалистами партнерской компании Daimler Trucks. Отечественный 8-цилиндровый дизельный двигатель КАМАЗ-740.75-440 оснащен системой турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Рабочий объем двигателя – 11,76 л., а максимальная мощность, которой удается добиться при 1900 об/мин. – 440 л.с. Своего пика крутящий момент достигает при отметке 2060 Нм.
Как планируют разработчики, этим двигателем, работающим на топливе по стандартам Евро-4 будут комплектоваться автомобили КАМАЗ 5490 DMEC. Другим вариантом двигателя является агрегат Mercedes-Benz OM457 LA, который соответствует экологическому стандарту Евро 5. КАМАЗ 5490, оснащенный этим 6-цилиндровым мотором мощностью 428 л.с., как заявляют производители, будет отличаться высокой топливной экономичностью. Правда, сведений о расходе топлива пока нет. Что ж, подождем...
И перейдем к обзору основных технических характеристик КАМАЗ 5490. Масса автомобиля – 7 900 кг. Что касается распределения нагрузки, то на переднюю ось приходится 5 300 кг, на заднюю же – 2 600 кг. Грузовик может эксплуатироваться и в составе автопоезда, но в этом случае его полная масса не должна превышать 44 000 кг. Если же машина используется для буксировки полуприцепа, то вес последнего должен быть не более 36 100 кг. Да, возможности нового КАМАЗа 5490, производство которого началось в 2013 году, очень внушительны!
Благодаря усилиям специалистов автозавода, новые модели магистральных тягачей теперь оснащены пневмоподвеской. В передней части автомобиля инженеры расположили рессоры на пальцах и стабилизатор поперечного крена. Несмотря на то, что рессоры требуют регулярной смазки, они обеспечивают плавность хода и комфортные условия водителям в пути. Сзади находится двухбалонная система пневмоподвески. В качестве системы управления пневмоподвеской предложена ECAS, она позволяет регулировать дорожный просвет.
КАМАЗ 5490 имеет колесную формулу 4х2. Использование передних и задних дисковых тормозов с электронным управлением гарантирует высокую безопасность на дороге. Кроме того автомобиль имеет функцию курсовой устойчивости и снабжен противобуксовочной системой. Рулевой механизм, испытанный ранее на "дакаровских" машинах, также разработан немецкими специалистами. Несмотря на стандартно большой размер, сам руль легкий и "послушный". Кстати, тест драйв КАМАЗа 5490 показал, что управлять этим автомобилем не сложнее, чем легковушкой.
В качестве трансмиссии производитель также предлагает два варианта. С камазовским двигателем предлагается несинхронизированная двенадцатиступенчатая ZF Astronic 12AS2131 с гипоидной главной передачей. Управление КПП автоматизировано, что, в свою очередь, упрощает управление самим автомобилем. Двигатель Mercedes-Benz агрегатируется с 16-ступенчатой синхронизированной механической КПП ZF 16S2221, идеально подходящей для поездок на дальние расстояния. Благодаря ей осуществляется реализация всех заявленных тягово-динамических характеристик грузовика. Эта трансмиссия оснащена дистанционным управлением и также имеет гипоидную главную передачу. Флагманская модель способна развивать максимальную скорость до 110 км/час.
Итак, в "начинке" тягача мы разобрались. Остался невыясненным один из главных вопросов – сколько стоит камаз 5490? Цена нового магистрального тягача не может не радовать, ведь она существенно ниже аналогичных моделей зарубежных производителей. Предполагается, что цена нового КАМАЗ 5490 не превысит 2,5 млн. рублей. Конечно, это касается автомобилей в минимальной комплектации. Кстати, базовая комплектация порадует любого, даже искушенного водителя. Среди опций – климат-контроль, кондиционер, электрические стеклоподъемники, система навигации и много других приятных мелочей, существенно упрощающих жизнь за рулем.
Неудивительно, что отзывы КАМАЗ 5490, как на выставках, так и на просторах интернета получает только положительные. Еще бы – новые технологии, привлекательный дизайн, высокая безопасность и достойный уровень комфорта – этим не может похвастаться ни один российский грузовик. В реальности смотреть КАМАЗ 5490 и оценить его "суперспособности" водители-дальнобойщики смогут совсем скоро, ведь первые автомобили уже появились на наших дорогах.
Александр Петров
Камаз 5490