Потребность модернизации существующего в СССР автопарка в послевоенные годы была невероятно велика. Крупный московский автозавод ЗиС, эвакуированный в самом начале войны в Ульяновск, а затем в 1944 г. перенесенный в г. Миасс Челябинской области выпускал в то время основную часть грузовых автомобилей. В 1958 г. правительством было принято постановление о необходимости реконструкции Уральского Автомобильного Завода, что стало поворотным моментом в истории советского автомобилестроения.
Уральским автомобилестроителям Партия поставила задачу – наладить выпуск трехосных грузовиков повышенной проходимости, предназначенных для эксплуатации в сложных дорожных условиях. Летом 1959 г. были начаты подготовительные работы к введению новых автомобилей в серийное производство. Преодолев все трудности, на праздновании очередной 43-й годовщины Октябрьской Революции был представлен первый серийный Урал 375, возглавивший на демонстрации колонну автомобилестроителей.
Стоит отметить, что первые несколько лет (1960 – 1964 гг.) новые грузовики выпускались для нужд Министерства обороны в так называемом армейском варианте – они оснащались кабиной с мягким верхом из брезента и платформой, предназначенной для перевозки личного состава, вдоль бортов которой располагались откидные сиденья. Закрыть платформу можно было с помощью брезентового тента, натягиваемого на съемные дуги. Базовая версия бортового Урал 375 комплектовалась мотором ЗиЛ 375 и имела колесную формулу 6х6, что позволяло передвигаться по дорогам с абсолютно любым покрытием или даже без него.
В 1964 г. был начат выпуск модернизированной версии грузовика, которая получила индекс 375Д. Спустя восемь лет, в 1972 г., за повышенную проходимость и отличные технические характеристики грузовик был удостоен высшей категории качества, а еще через год – государственного Знака качества – лучшей на то время награды. Если говорить в целом, то автомобиль получился весьма удачным и по многим параметрам превосходил существующие грузовики.
Габаритные размеры Урал 375 с индексом "Д" составляли (длина х ширина х высота по верху кабины) 7 350 х 2 690 х 2 680 мм. С тентом автомобиль был несколько выше – 2 980 мм. Трехосный грузовик с колесной формулой 6х4 имел 4 200-миллиметровую колесную базу. Ведущими из трех осей были две задние. Грузоподъемность Урал 375 составляла 5 тонн, а вес буксируемого прицепа или полуприцепа с грузом мог достигать 10 тонн. Полный же вес грузовика был 13,3 тонны.
В советское время было не так много машин, экспортируемых в другие страны, но Урал 375Д был одним из них. Уже в середине 60-х годы первые автомобили были отправлены в Монгольскую Республику, выпущенные следом партии попали в ГДР. За все годы производства на базе Урал 375 было создано огромное количество автомобилей специального назначения: пусковые установки "Град", автоцистерны, автомаслотопливозапрацщики, автокраны, мобильные штабы и пр. Спецтранспорт широко использовался для нужд Советской Армии и армии стран-участниц Варшавского договора. Автомобили стали надежными помощниками и в гражданских отраслях – нефте- и газодобывающие предприятия, сейсмологи и геологи по достоинству оценили возможности Урал 375.
На протяжении всего времени производства этого грузовика на Уральском автозаводе велись постоянные работы по его совершенствованию. Было выпущено еще несколько модификаций Урал 375. Технические характеристики разных версий различались между собой. Изменения не касались лишь кабины и платформы. В отличие от самой первой модификации, выпущенные позже грузовики имели уже цельнометаллическую кабину, также рассчитанную на трех человек. Ветровое окно уже не имело откидных рамок – оно было глухим, дверные же стекла также перестали откидываться – они стали опускаться, были добавлены поворотные форточки. Что касается платформы Урал 375, то она так и осталась металлической с одним открывающимся задним бортом.
Самым главным недостатком считался двигатель. Несмотря на то, что в середине шестидесятых конструкторы завода разработали модель двигателя Урал-640, запустить в серийное производство дизельный агрегат не удалось – не хватало производственных мощностей предприятия. Поэтому долгое время автомобиль комплектовался бензиновым четырехтактным мотором ЗиЛ-375, в связи с чем расход топлива Урал 375 был очень высоким. Карбюраторный двигатель мощностью 180 л.с был невероятно прожорливым и порой требовал до 70 литров горючего на 100 километров пути, хотя контрольный расход составлял 48 л / 100 км. К тому же межремонтный ресурс двигателя был просто минимальным.
Проблемы требовалось решать. И в начале 70-х годов инженерами были проведены испытания нового дизельного двигателя, который предполагалось устанавливать на автомобили КАМАЗ - их еще не существовало, но завод в Набережных Челнах уже начал строиться. В 1972 г. четыре опытных грузовика Урал Э4320 были оснащены разработанными КБ ЯМЗ моторами, а спустя два года приемочная комиссия утвердила серийный выпуск грузовых машин с этим силовым агрегатом.
В результате, начиная с 1977 г. Урал 375 получил новый двигатель – КАМАЗ-740, мощность которого составила 210 л.с., а рабочий объем – 10,85 л. Грузовики, комплектуемые этими дизельными агрегатами, получили индекс Урал-4320. Модернизированные автомобили довольно быстро вытеснили базовую "неэкономичную" версию, но все же производство Урала 375Д было продолжено. Ограниченные партии этой модели выпускались вплоть до 1991 г. В отличие от предшественника грузовик Урал 4320 был менее проходимым и часто буксовал на мягком грунте, что являлось его существенным минусом. Причиной этого было отсутствие регулятора частоты вращения, с помощью которого можно регулировать силу тяги на колесах.
В 1968 г. была разработана отводная магистраль, необходимая для оптимальной работы системы охлаждения двигателя. Она была необходима для того, чтобы при повреждении или отключении радиатора вода могла бы продолжить циркуляцию. Также был добавлен единый полнопоточный масляный фильтр, до 1968 г. выпускаемые автомобили комплектовались фильтром грубой очистки. Топливных баков было два – основной, рассчитанный на 300 литров горючего, и дополнительный, 60-литровый.
Что ж, вернемся к обзору более ранней версии. КПП Урал 375 производства ЯМЗ была механической, с пятью передними и одной задней передачами и с синхронизаторами на всех передачах кроме первой – особенности переключения передач можно посмотреть в схеме. Урал 375 также имел механическую раздаточную двухступенчатую коробку, с возможностью блокировки межосевого дифференциала. Максимальная скорость, которую был способен развивать это уральский грузовик достигала 75 км/час.
Как уже упоминалось выше, модификаций грузовика Урал 375 было огромное количество. Индексом 375А обозначались шасси, на которые можно было установить кузов-фургон. К особенностям этой версии можно отнести удлиненную раму, отсутствие дополнительного бака для горючего и лебедки. Индексом 375Ю маркировались машины, эксплуатировать которые предполагалось в условиях жарктого климата. Еще один "тропический" вариант – Урал-375ДЮ.
Северная версия обозначалась как 375К. Кабина с хорошей теплоизоляцией и двойным остеклением, наличие дополнительного отопителя, отдельные детали, выполненные из морозоустойчивых материалов – все это позволяло эксплуатировать автомобиль при температуре до -60°С. С 1974 г. был налажен выпуск народнохозяйственной версии грузовика – 375Н с деревянной грузовой платформой и тремя открывающимися бортами. Позже модификация была доработана и с 1982 по 1991 гг. выпускалась как 375НМ. Большой популярностью пользовался Урал 375 лесовоз, оснащенный прицепом-роспуском для перевозки сортиментов.
Конечно, многих интересует цена Урал 375. Поскольку выпуск этой серии был прекращен в 1991 году, то в настоящее время можно приобрести либо автомобиль с пробегом, либо найти предложения о продаже с консервации. Стоимость этих моделей, в среднем, составляет 400 – 800 тыс. рублей. Встречаются и объявления о продаже Уралов 2010- 2013 г.в., но это уже более поздние версии автомобилей, с индексом 4320. Их цена гораздо выше и доходит до 3,5 млн. рублей.
Многие продавцы, предлагающие приобрести автомобиль с хранения предлагают и новые запчасти. Урал 375, так популярный в СССР, до сих пор привлекает внимание автолюбителей, поэтому найти необходимые детали , в случае выхода из строя существующих, не составляет особого труда. В целом, грузовик, создававшийся для вооруженных сил, отличается высокой надежностью и практически не требует ремонта. Урал 375 – настоящая легенда советского автопрома, сочетающая в себе высокую мощность и неприхотливость.