МАЗ 543205 - классический минский двухосный тягач, оборудованный полуавтоматическим седельно-сцепным устройством для перевозки грузов на дальние расстояния в составе автопоездов с прицепом или полуприцепом. По отзывам владельцев, особо отличается неприхотливостью в эксплуатации и ремонте: починить моет любой, кто хоть раз "держал молоток в руках". Однако это не просто очередной отечественный тягач, коих масса. Есть в этом автомобиле своя изюминка, о которой мы расскажем в этом обзоре.
Первое, на чем стоит заострить внимание, так это то, что тягач-седельник МАЗ 543205 по сути является совестко-белорусским автомобилем, ведь его корни уходят в далекий (по сегодняшним меркам) 1988 год. А теперь посмотрите, как он востребован. И этот простой факт сам по себе немало удивляет. Но давайте по порядку.
Завод МАЗ долго шел к тому, чтобы осуществить очередной прорыв в автомобиле строении. Середина 70-х годов была застойной. Все, что выпускалось на МАЗ было лишь очередной модификацией устаревающей 500-й серии.
Даже ребрендинг, запущенный в 77 году, не смог поправить дел. Путем долгих поисков и множества неудачных попыток, в 1981 году завод наконец вплотную подобрался к тому, чего от него все так ждали - запуску новой серии грузовых автомобилей, куда должны были войти машины самого разного назначения. Сердцем серии должен был стать 280-сильный мотор от Ярославского завода, основой ходовой - 2-х диапазонная КПП (также производства ЯМЗ), а комфорт - обеспечиваться за счет новой кабины, выпускаемой в нескольких модификациях (короткой и удлиненной). Вопреки утвердившейся традиции у новой серии не было единого индекса. Короткое же обозначение "5432" было присвоено двухосному седельному тягачу.
Серия была настолько успешна, что даже получила "золото" на конкурсе "Пловдиевская ярмарка" в 83-м году. А уже в 85-м появился седельник 54322 с реконструированной кабиной и 8-ми цилиндровым ЯМЗ 238Ф2.
88-й год - на смену МАЗ 54322 выходит двухместный, двуспальный шестнадцати тонный МАЗ 54323 с передовым 300-сильным двигателем. Модель была удачна и востребована, наверное, поэтому именно этот тягач стал базовым аж для десяти модификаций! Кстати, это бесспорно наибольшее число разновидностей одного автомобиля за всю историю Минского автомобильного завода.
Здесь были: тягач для работы при экстремально низких температурах (индекс 543231),автомобиль совместного производства заводов МАЗ и MAN с 16 ступенчатой трансмиссией и 360 сильным двигателем (индекс 54326), а также различные вариации грузовика с двигателями ЯМЗ в диапазоне мощностей от 180 до 400 л.с. (индексы 54327,54328,54329,543202,543203,543208). Просматривая этот список, совсем не удивляешься, что МАЗ 54323 имел даже гоночную версию (индекс 5432С).
Так, одни из многих, и появились на свет МАЗ 543205 с 330 сильным двигателем и его практически полная копия МАЗ 54327 с пневматической задней подвеской. Технические характеристики МАЗ 543205 отличались от базового автомобиля всего двумя параметрами: двигателем (и его комплектующими) и седельно-сцепным устройством. Все остальные параметры как под копирку повторяют прототип.
Двигатель - 4-х тактный, турбированный, 330 сильный, дизельный 238ДЕ2, производства Ярославского моторного завода. Дизели 238 ДЕ2 имеют восемь 13-ти сантиметровых низколегированных чугунных цилиндров, каждый объемом 14,86 литра. Цилиндры располагаются друг к другу под углом 90 градусов. Частота вращения коленвала составляет 2100 оборотов в минуту, наивысший крутящий момент (1274Нм) достигается при 1100 об/мин. Мотор оснащен системами прямого впрыска горючего и предварительного охлаждения наддувного воздуха и ТНВД типа 173.5-30. Минимальный расход топлива составляет 31 литр на 100 км. при скорости 60-80км/ч. Дизель ЯМЗ 238ДЕ2 имеет экологический сертификат EURO 2.
В стандартную комплектацию двигателей входят:
- вентилятор фирмы "BORG WARNER", оборудованный вязкостной муфтой и специальным кожухом;
- стандартный для МАЗ генератор, производства борисовского ОАО "БАТЭ", модели 3252.3771-50;
- сцепление ЯМЗ 183-15;
- механическая коробка переключения передач ЯМЗ 238М. Примечательно, что на модель МАЗ 543205-070 кпп устанавливается принципиально иная: с демультипликатором и девятью передачами ЯМЗ 239-22.
Трансмиссия автомобиля 543205 состоит из однодискового, фрикционного, сухого сцепления, типа ЯМЗ 183-15 и кпп ЯМЗ 238М. Ведомый диск сцепления имеет диаметр 43 см. и пружинно-фрикционный гаситель колебаний. Муфта включения - интегральная, с подшипниками радиального типа. Крутящий момент, передаваемый сцеплением, составляет 1100-1400 Нм.
Коробка переключения передач - четырехступенчатая с двухдиапазонным демультипликатором. Общее число передач - 8. Демультипликатор - планетарный, имеющий синхронизаторы на всех передних передачах. Диапазон кпп от 7,3 до 0,71. Карданная передача представлена одним карданным валом. Главная - имеет две ступени: центрально-размещенный конусообразный редуктор и планетарные передачи с передаточным числом ведущего моста 5,49.
Тормоза также вполне стандартные для МАЗа - барабанные с 2-х контурным пневматическим приводом и пружинными энергоаккумуляторами на задних тормозных камерах. Стояночный тормоз тягача - также с пневмоприводом на задние колеса. Есть специальный предохранитель для предотвращения заморозки оседаемого конденсата, но по отзывам автовладельцев - не слишком удачный, конденсат все равно скапливается, что создает дополнительные сложности в холодное время года.
Подвеска у тягача 543205 с обеих сторон рессорная, на продольных полуэллипсах, со скользящими задними концами рессор. Сзади помимо двух основных есть две дополнительные рессоры. И спереди, и сзади подвеска оборудована амортизаторами и стабилизаторами устойчивости автомобиля.
Рама - двухосная с колесной базой 4х2. В отличие от базового автомобиля 54323, колеса на 543205 дисковые со шпилечным креплением, типа 8,5-20. Шины, так называемые "двадцатки", размерности 11,00R20.
Кабина тягачу 543205 досталась от "дедушки" МАЗа 54322. Она имеет такую же как и откидную бескапотную конструкцию, два сиденья (водительское и пассажирское), а также две откидные спальные полки, расположенные одна над другой, сразу за спинками сидений. Ремонт двигателя и крупных узлов осуществляется путем опрокидывания кабины на угол 60 градусов с помощью силовой гидроустановки, состоящей из цилиндра и гидронасоса.
В кабине предусмотрены системы обогрева и вентиляции. Они состоит из отопителя МАЗ, вентиляторов и электродвигателя, который собственно и управляет нагревом. Переключение отопителя приводит к автоматическому переключению режимов работы электродвигателя, коих у него два (1500 и 300 мин"1). Сама же печка МАЗ оборудована специальными заслонками и направляющими, которые позволяют регулировать потоки воздуха в нужном направлении. Сверху над головой пассажиров есть воздуховодный люк для проветривания в летнее время.
Как уже говорилось ранее, второе принципиальное отличие модели 543205 от образца 54323 - это высота седельно-сцепного устройства и нагрузка на него. У прототипа высота "седла" составляла 1,470 метра, в то время как на тягаче 543205 она колеблется от 1,29м. до 1,4м. Нагрузка на сцепное устройство в новом образце стала выше: вместо стандартных 8,8т. в ряде исполнений она повысилась до 10,3.
Не спроста мы упомянули "в ряде исполнений", так как и у модели 543205 есть свои модификации:
- МАЗ 543205-020 с седельной сцепкой высотой 1,4 метра и максимальной нагрузкой на него 8,8 тонны;
- МАЗ 543205-022 с пневматической задней подвеской;
- МАЗ543205-023 с таким же ССУ, но с 9-ти ступенчатой кпп 543205, другим передаточным числом ведущего моста 4,84 (а не 5,49) и шинами размера 11/70R22.5;
- МАЗ 543205-226 сССУ высотой 1,29 метра и предельной нагрузкой 10,3 тонны; и др.
Вот такой необычный минский тягач 543205. Вообще он чем-то напоминает матрешку, но не ту, что самая большая, а одну из тех, что поменьше: не только сам является частью чего-то, но и в себе хранит много интересного.
Что же касается цены на данный автомобиль, то она также преподносит свои сюрпризы: 150 000 руб. за модель 2001 года выпуска и 100 тыс. километров пробега, 510 000 руб. за тягач 2006 года выпуска с пробегом 320 тыс. км. и до 1 000 000 руб. за машину 2012 года с пробегом 112 тыс. км.
Основными сериями седельных тягачей Mercedes являются: Actros, Atego и Axor. Каждая из этих моделей отличается...
|