Автовышка маз — грузовой автомобиль с подъемником и площадкой для проведения работ на значительной высоте (до 60 м). Транспортное средство с грузоподъемностью выше средней оборудуется подъемником коленчатого, шарнирно-сочлененного или телескопического типа и предназначается для монтажа, ремонта и демонтажа линий электропередач и связи, теплоизоляции внешних трубопроводов, высотных моек и других наружных высотных работ.
Вес людей и материалов на автовышке с платформой не должен превышать 300 кг, поскольку система не предназначена для подъема на высоту значительных грузов. Вследствие чего размеры площадки позволяют разместить 1-2 специалиста с комплектом инструментов и незначительным количеством материалов для проведения краткосрочных работ. Такие ограничения позволяют подниматься на значительную высоту с высокой скоростью и малыми энергетическими затратами, а также обеспечивать высокий уровень безопасности устройства.
Система автовышки маз включает в себя три основных машинных узла: шасси, опорно-поворотное основание и стрелу с площадкой, оснащенной защитными перилами с электроизоляционными перилами (некоторые модели). Высота подъема колеблется от 12 до 60 м, горизонтальная длина стрелы достигает 20 м. Отдельные модификации автогидроподъемника имеют так называемый «минусовой вылет» — режим, при включении которого люлька опускается на 2-3 метра вниз от горизонтальной оси шасси. Конструкция выполнена таким образом, чтобы сделать возможным непрерывную эксплуатацию устройства в температурном диапазоне от -40 до +40°С, при скорости ветра на высоте, в соответствии с ГОСТом 1451-77, не превышающей 10м/с сроком от 8-ми лет и более.
Среди существующих типов автовышек АГП можно выделить несколько различных по конструкции устройств. Это телескопического типа механизмы, которые используют с целью выполнения разнообразных операций в деятельности городских комунально-хозяйственных учреждений, строительных организаций, для выполнения высотных работ в черте населенного пункта (обслуживания объектов малой высоты). Конструкционными особенностями данного устройства предусмотрено механическое управления транспортом и площадка с электроизоляцией, что дает возможность безопасно осуществлять рабочие операции в секторе линий электропередач без отключения напряжения. Отрицательным свойством является отсутствие возможности горизонтального перемещения платформы по высоте, которая превышает длину основной платформы.
Следующий тип данной техники с коленчатым выдвижным механизмом. Для рабочих процессов с высотными конструкциями и на открытых участках застройки. Недостаток — значительные размеры АГП, которые не позволяют ему легко перемещаться на улицах городов. Также распространены комбинированные автоподъемные устройства. Они объединяют лучшие качества всех существующих видов данной техники, например, автогидроподъемника АГП 22. Подъемные приспособления рычажно-телескопического типа, также соединили в себе лучшие технические показатели от телескопических и коленчатых автовышек, при этом обладают облегченной конструкцией и используются для любых векторов нагрузок.
Для приводов рабочих механизмов применяют различные системы управления автовышкой: электрогидравлический контроль над рабочими процессами (МШТС), управление механического типа (устройства с телескопическими подъемными механизмами), ручная гидравлическая система управления (автогидроподъемник АГП 22, ВС). Такие управляющие механизмы координируются тремя пультовыми приспособлениями: панель координирования выдвижных опорных приспособлений, расположенная в ходовом секторе агрегата; пультовое устройство для технических движений, что оборудовано на основном платформенном шасси и пульты для рабочей платформы подъемного механизма.
Конструкторы устройств уделяют особое значение безопасности персонала при работе с автогидроподъемниками АГП 22, для обеспечения которой предусмотрена установка значительного количества приборов:
1. Механизм ориентирования люльки — для вертикального выравнивания платформы.
2. Нижний и верхний пульты управления — позволяет осуществлять управление платформой, в случае неисправности одного из устройств.
3. Стоппер подъема колен.
4. Стоппер подъема гидравлических опор.
5. Механизм контроля над ограничением зоны обслуживания.
6. Защитный клапан и замки гидросистемы.
7. Система аварийного спуска и остановки рабочей площадки.
8. Ограничители поднимаемого груза и перемещения люльки, др.
При подборе автогидроподъемника АГП 22 внимание уделяют его маневренности, грузоподъемности и максимальному уровню подъемной высоты рабочей площадки. Зачастую, тип двигателя тягача не обладает решающего значения, поскольку основная функция автовышки — подъем грузовой корзины с необходимой массой определенного веса на заданную высоту.