Один из старейших автомобильных заводов ЗИЛ ведет свою историю от 1916 года. За долгий путь развития завод выпустил миллионы автомобилей для разных сфер промышленности, строительства и армии.
В 1964 году на ЗИЛ прошла очередная модернизация, и завод перешел на серийный выпуск автомобилей ЗИЛ-130, которые по праву заняли почетное место в истории советского автомобилестроения. Различные модификации ЗИЛ-130 активно используются и в начале 21 века. А в 1984 году устаревшая модель двигателя этого автомобиля была заменена конструкторами на более современную.
Модернизированной модели с новым двигателем присвоили индекс ЗИЛ-431412 для шасси, а бортовые грузовики на базе этого шасси получили индекс ЗИЛ-431410. Они производились на Уральском автомоторном заводе, Московский завод полностью прекратил выпуск всех модификаций 130 ЗИЛа и не стал запускать в серийное производство его модернизированные версии. В то время в Советском Союзе стал широко применяться принцип создания базовой модели на основном предприятии, а оборудования для него на различных экспериментальных заводах. По этой причине можно сказать, что созданием новых автомобилей ЗИЛ 431412 занимался весь бывший Союз.
Основные отличия технических характеристик ЗИЛ-431412 от ранее выпускавшихся моделей заключались в установке новой передней подвески и пятиступенчатой коробки передач, имеющей синхронизаторы на всех, кроме первой, передачах. Модель восьмицилиндрового верхнеклапанного четырехтактного бензинового карбюраторного двигателя ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с. обеспечивала хорошие тяговые качества именно благодаря этой коробке.
На автомобиль устанавливался двухкамерный карбюратор с падающим потоком смеси, экономайзером принудительного холостого хода с ускорительным насосом и инерционно-масляный воздушный фильтр с двухступенчатой очисткой воздуха.
Как и на старых моделях, на ЗИЛ-431412 монтировалось однодисковое с механическим приводом сцепление, снабженное периферийными нажимными пружинами. И передняя, и задняя подвески крепились к раме полуэллиптическими рессорами. У передней подвески задние скользящие концы снабжались амортизаторами. Задняя подвеска с дополнительными рессорами имела такие же скользящие задние концы.
На автомобиль ЗИЛ 431412 монтировались три тормозные системы, независящие друг от друга. Рабочая система имела двухконтурный пневматический привод, регулятор тормозных сил и тормозные камеры с пружинными аккумуляторами. Стояночный тормоз с пневматическим приводом и пружинными аккумуляторами воздействовал на задние колеса и был совмещен с запасной тормозной системой. Прицеп автопоезда оснащался отдельным комбинированным двухпроводным или одинарным приводом.
Автомобиль на этой базе, так же как и его предшественник, имел высокую проходимость, что позволяло использовать его на грунтовых дорогах или в местах, где они вообще отсутствовали. Конструкторы смогли обеспечить высокую проходимость за счет односкатных колес (формула 4х2), и уже применяемой к тому времени системе автоматической регулировки давления воздуха в шинах.
ЗИЛ 431412 имел грузоподъемность 6800 кг, а более поздние модели с усиленной рамой могли перевозить до 10000 кг. Передняя ось выдерживала максимальную нагрузку в 2005 кг, задняя 2170 кг, при этом машина в снаряженном состоянии могла передвигаться со скоростью до 90 км/ч. Полная масса автомобиля ЗИЛ 431412 составляла 10400 кг.
Эти надежные автомобили используются до настоящего времени, не смотря на то, что их выпуск прекратился в 1994 году. На вторичном рынке автотехники на грузовики и автоцистерны на базе ЗИЛ-431412 цены от 100000 до 800000 рублей. При этом большое влияние на ценообразование оказывает не только состояние автомобиля, но и ее сохранившаяся оригинальная комплектация.
Киевский экспериментальный завод в 1969 году начал производство кранов КБА-22-15, которые сначала монтировались на шасси ЗИЛ-130, а затем и на новые модели автомобилей. Грузоподъемность автокранов ЗИЛ-431412 с телескопическим башенно-стреловым оборудованием и механическим приводом составляла 6300 кг, они монтировались на поворотную платформу с гидравлическим приводом. От опрокидывания автомобиль страховался выносными гидрофицированными опорами и стабилизирующим устройством.
Также на шасси ЗИЛ-431412 монтировалось башенно-стреловое оборудование АБКС-4 (Абаканского экспериментального завода) и Ивано-Франковского завода АБК-4 с вылетом стрелы 8,8 м и длиной башни 7,7 м. Такие автомобили нашли применение в малоэтажном строительстве, установке фундаментов на строительных объектах, погрузке – разгрузке габаритных грузов массой от 900 до 4000 кг.
Наибольшее распространение получили различные модели автовышек и гидроподъемников на базе этого шасси. Автовышка ЗИЛ-431412 АГП-22 предназначалась для подъема груза массой до 300 кг и людей на высоту до 30 метров. Она оснащалась двухколенчатой стрелой с максимальным вылетом на 10,5 метров. Более распространенной стала вышка АГП-22, имевшая двухколенчатую стрелу с вылетом на 22 метра.
Ее преимущества заключались в том, что она могла поднять груз на недоступную точку для других подобных установок из-за ограничений строительными конструкциями. В люльке автовышки могли одновременно работать два человека.
До сегодняшнего дня находят применение надежные подъемники МШТС 4МН на базе ЗИЛ-431412. Чаще всего они оборудовались двухсекционной 22 метровой стрелой с грузоподъемностью 300 кг, имеют такие же технические характеристики, как и все устройства подобной модификации: угол поворота стрелы 360 градусов, время подъема люльки от 3 до 6 минут.
Длина секций стрелы в 22 метра, при всех достоинствах этой модели, ограничивала возможность работы автовышки на пространствах тесных дворовых территорий. Более удобной при таких условиях эксплуатации была автовышка с трехсекционной стрелой с телескопическим соединением секций.
Все модификации автовышек могли работать при температуре от – 40 до + 40 С0 и умеренном ветре до 10 м/с. Благодаря секционному оборудованию стрел, автовышки могли опускать люльку на 7 метров ниже уровня опор автомобиля, а сами люльки, оборудованные электроизоляцией позволяли проводить ремонт электрических сетей с соблюдением правил безопасности рабочих – ремонтников.
Поскольку эти модели гидроподъемников и автовышек оказались очень удобны в эксплуатации из-за простого и надежного оборудования, то на рынке они пользуются спросом до сегодняшнего дня. Цены на эти автомобили варьируются от 70000 до 700000 рублей в зависимости от года выпуска и технического состояния.
Развитие городов требовало от автомобилестроителей создания удобной специализированной техники для обслуживания огромных городских территорий. На ЗИЛ-431412 монтировалось различное оборудование. Автоцистерны ЗИЛ 431412 КО 703 с рабочим объемом емкости для жидкости 7 м3 и водяным насосом были заняты в сельском хозяйстве и строительстве, перевозили горюче-смазочные материалы, работали в обслуживании коммунального хозяйства городов. ЗИЛ-431412 оснащался для всесезонного обслуживания дорожных покрытий специальным оборудованием.
Поливомоечное оборудование (ПМ) состояло из цистерны объемом 6,1 м3 , двух леек для распыления воды. Ширина рабочей зоны при поливке рассчитана на 20 метров, при очистке твердого дорожного покрытия щетками – 2,5 метра, при поливке дороги – 8 метров. При работающем поливомоечном оборудовании, оснащенном гидросистемой, пневмооборудованием, водяным насосом, как на всех автомобилях – цистернах, поливомоечная машина ЗИЛ-431412 максимально могла развивать скорость 50 км/ч.
УАЗ 3303 является полноценным грузовым автомобилем, способным преодолевать труднопроходимые участки дорог. Грузоподъемность данного автомобиля достигает порядка...
|