Продолжаем обзор МАЗ 4370 и на тот раз в центре нашего внимания оказывается одна из первых модернизаций базового автомобиля - бортовое шасси МАЗ 437041, появившееся в начале двухтысячных годов.
Данный грузовик-среднетоннажник имеет несколько иную конструкцию, чем основной автомобиль, так как его первоначальное предназначение - база для работы с прицепами. Отсюда и первое отличие - это наличие буксирного устройства, которое собственно и позволяет эксплуатировать его как в составе автопоезда, так и в транспортном состоянии, то есть в одиночку, "без всего".
Вообще среднетоннажник второго поколения МАЗ 437041 - довольно универсальное средство для перевозки разного рода грузов хозяйственного и коммерческого назначения. Грузовик отлично сочетается с городскими условиями работы и в отличие от своего предшественника (модели 437040) имеет значительно большую сферу применения.
Помимо сцепного устройства, на автомобиль при желании можно смонтировать любую фургонную надстройку: промтоварную, изотермическую, "сэндвич" из различных материалов (плакированной стали, магниевого сплава, оцинкованного железа, полимерного пластика и даже ламинированной фанеры). Возможен монтаж рефрижераторов с пенопластовым или полиуретановым изолятором, АТЗ, лифтов, бочек, цистерн и подъемников. Можно даже использовать фургон МАЗ 437041 для перевозки животных, например, лошадей (от 3 до 6 голов) или в качестве эвакуатора, что не совсем осуществимо для базовой модели 437040.
Кстати, если сравнивать габариты двух автомобилей МАЗа 437040 и "зубренка" МАЗ 437041, то база первого из них значительно длиннее 7,1 м. против 6,25м. (или 5,3м. в зависимости от исполнения). Да и другие показатели у бортовичков 437040 несколько больше. Для сравнения: ширина у 437040 - 2,55 метра, а у 437041 - 2,48м. То же касается длины: 3,55м. против 2,3м. Представляется, что вариативность габаритов исходит по большей части из различий в назначении рассматриваемых машин.
У модели 437041 есть несколько основных исполнений: это и фургон МАЗ 437041-261 снаряженной массой 5,15 т.,грузоподъемностью 4,8 т., вместимостью 30 куб.см. и его чуть более крупный аналог МАЗ 437041-262 со снаряженной массой 5,25 т., тоннажностью 4,7т., вместимостью 35,6 куб.см., и облегченное шасси МАЗ 437041-281, чья снаряженная масса составляет 3,9. грузоподъемность - 6,05т., а вместимость 28,6 куб.см. Примечательно, что у моделей 437041 261/262 центр тяжести смещен на задний мост, а у модели 437041 281 - на передний, в связи с чем у моделей 261/262 тяговые показатели лучше для маневрирования на подъемах - спусках. В свою очередь модель 281 - легче, имеет лучшие аэродинамические показатели торможения, а потому более эффективна в условиях города.
Теперь давайте поговорим о технических характеристиках МАЗ 437041 и попробуем найти существенные отличия от более ранней модели 437040. Первое, что приходит в голову при сравнении этих автомобилей - это различия в классе двигателей. На МАЗ 437040 стоял ММЗшный Д245.9-540, относящийся к экологическому стандарту EURO1. МАЗ 437041 - это бортовик, оснащенный уже более современным (стандарт безопасности EURO 2) и, что наверное примечательнее, более мощным двигателем, а именно ММЗ Д 245.30. Это четырехтактный 155 сильный мотор (со скоростью вращения коленвала до 2400 оборотов в минуту) с длинноходным поршнем, однорядным расположением 4-х рабочих цилиндров, РААЗовской топливной аппаратурой, чешским турбокомпрессором С14-174-01 с изменяемым давлением и предварительным охлаждением наддувного воздуха.
Казалось бы 155 лошадиных сил против 136 должны сыграть в плюс. Но нет. Скорее даже наоборот. Если верить отзывам, МАЗ 437041 только проиграл от подобного новаторства. В чем же проблема? Опять же, основываясь на ощущениях конечных потребителей, проблема скрыта не в автомобиле, а в изначально неудачной заводской сборке самого двигателя. Ведь Д 245 - это движок для трактора, а никак не для среднетоннажного грузовика со смещенным центром тяжести. Если более ранняя версия Д245.9-540, еще, выражаясь языком потребителей, худо-бедно "тянула", то ресурс эксплуатации моторов Д 245.30 составляет не более - 100 тыс. км. Как только достигается предельная величина, начинаются проблемы: от разрушения цилиндрового блока, до развала коленчатого вала. При чем развал характерен именно для этой модели, забегая вперед следует отметить, что эти же движки, но стандарта EURO 3 имеют более качественное исполнение.
Если нет возможности поставить новый двигатель, то необходимо помнить о протяжке болтов блока цилиндров каждые 40 тыс. км. общего пробега, а в период обкатки вообще после каждой тысячи, о чем завод МАЗ постоянно напоминает и даже выпускает специальные руководства по ремонту и техническому обслуживанию. Что ж, если вы хотите купить автомобиль, в который не надо будет заглядывать, забудьте о МАЗ 437041. Он как и все автомобили с пространства СНГ требует постоянного внимания, ласки и заботы.
При всех обозначенных недостатках двигателя, расход топлива МАЗ 437041 тем не менее небольшой: заявленный - 18 литров на 100 км. и 20-22 л/100км. - реальный. Хотя если уделить автомобилю побольше внимания и не один час на станции тех.осмотра, можно сотворить чудо и сделать заявленный расход топлива вполне себе реальным. Но опять же - это вариант, для любителей повозиться с агрегатом.
В модели МАЗ 437041 коробка передач СААЗовская (модель 3206.70), а не зиловская, как в предыдущей версии 437040. Она также механическая, с пятью передачами с максимальной заявленной скоростью 85 км/ч.Сцепление -однодисковое, но вполне приличное (с эксплуатационным ресурсом до 300 000 тыс. км.), если к нему изначально относить бережно и не перегружать. Характерная ситуация для большинства "зубрят", кпп МАЗ437041 со временем начинает приносить проблемы: к традиционной гамме звуков, издаваемыми советскими автомобилями, добавляются скрежет при переключении передач.
Карданная передача представлена 1 карданным или 2-мя открытыми карданными валами с игольчатыми подшипниками рабочих шарниров. На заднем мосте установлен центрально-расположенный конический редуктор, имеющий гиппоидное смещение и дифференциал между колесами. Передаточное число ведущего моста автомобиля составляет 3,45. Редуктор у МАЗа довольно слабый, поэтому требует тщательного слежения за степенью натяжения подшипников и своевременной регулировки конических шестерен.
Тормоза на МАЗ 437041 неплохие: барабанные, с двухконтурным раздельным пневмоприводом, системой АБС и стояночным тормозом на задние колеса. В целом тормоза работают исправно и нареканий как правило не вызывают, если, конечно, не забывать проводить регулярную подводку и никогда не устанавливать разные трещотки на один мост. Если этого не делать есть риск, что нагрузка на колодки и тормозные барабаны будет неравномерной, что приведет к критическому износу последних и необходимости замены задних колодок.
Рама ходовой части автомобиля МАЗ 437041 имеет так называемую "лестничную" конструкцию: два продольно расположенных швеллера, на которые на манер лестницы закреплены поперечно-расположенные балки швеллерного и круглого сечений. Передняя и задняя подвеска автомобиля рессорные, с телескопическими амортизаторами от гидроприивода. На передней балке (двутавр) расположены управляющие колеса.
Сами колеса -дисковые, бескамерные, с шинами 235/75R17.5 для одиночных машин и 8,25R20 для автопоездов. Шины бортовика рекомендуется не прегружать, помня о том, что снижение давления на четверть приводит к уменьшению срока службы шин на 40%. И хотя изначально проблемы с шинами МАЗовским бортовикам неведомы, пренебрегать важной информацией не стоит.
И несколько слов о кабине. Кабина двухдверная, металлическая, бескапотная (откидной механизм работает от гидроподъемника). На МАЗ 437041 она также как и на других бортовиках данной серии трехместная. Наличие третьего сиденья постоянно оспаривается водителями и механиками. Некоторые считают, что вместо третьего сиденья лучше было бы расположить нормальное спальное место, но конструктора Минского автомобильного завода слепы и глухи к народным увещеваниям. Поэтому спальная полка на МАЗе и поныне оставляет желать лучшего. В остальном же кабина адекватна тем задачам, которые ставятся перед машиной этого класса. На дальние расстояния, конечно, не поездишь, но "зубренок" МАЗ 437041 и предназначался-то для городской работы, поэтому без претензий.
Цена МАЗ 437041 варьируется от 350 000 руб. за машину 2003 года выпуска с пробегом 150 00 километров до 1 637 000 руб. за новый агрегат 2014 года выпуска. Конечно, в плане комфорта и качества сборки минские "зубрята" здорово уступают импортным среднетоннажным бортовикам. Однако у МАЗов 4370 модели есть одно существенное преимущество - дешевые комплектующие, которые можно найти или заказать в любом городе СНГ и простота ремонта, который проводится буквально собственными руками в короткие сроки. А это для наших ДОРОГ и для наших УМЕЛЬЦЕВ, пожалуй, самое главное.
Множество компаний и дилеров сейчас предлагают такие варианты покупки грузовых автомобилей, однако данная покупка должна быть проведена с соблюдением некоторых правил. Здесь важно избежать...
|