Трудяга МАЗ 437041 используется для перевозки различных грузов

Продолжаем обзор МАЗ 4370 и на тот раз в центре нашего внимания оказывается одна из первых модернизаций базового автомобиля - бортовое шасси МАЗ 437041, появившееся в начале двухтысячных годов.

 

Универсальный грузовик-бортовик

 

Данный грузовик-среднетоннажник имеет несколько иную конструкцию, чем основной автомобиль, так как его первоначальное предназначение - база для работы с прицепами. Отсюда и первое отличие - это наличие буксирного устройства, которое собственно и позволяет эксплуатировать его как в составе автопоезда, так и в транспортном состоянии, то есть в одиночку, "без всего".


Вообще среднетоннажник второго поколения МАЗ 437041 - довольно универсальное средство для перевозки разного рода грузов хозяйственного и коммерческого назначения. Грузовик отлично сочетается с городскими условиями работы и в отличие от своего предшественника (модели 437040) имеет значительно большую сферу применения.


Помимо сцепного устройства, на автомобиль при желании можно смонтировать любую фургонную надстройку: промтоварную, изотермическую, "сэндвич" из различных материалов (плакированной стали, магниевого сплава, оцинкованного железа, полимерного пластика и даже ламинированной фанеры). Возможен монтаж рефрижераторов с пенопластовым или полиуретановым изолятором, АТЗ, лифтов, бочек, цистерн и подъемников. Можно даже использовать фургон МАЗ 437041 для перевозки животных, например, лошадей (от 3 до 6 голов) или в качестве эвакуатора, что не совсем осуществимо для базовой модели 437040.

 

Бортовой грузовик МАЗ 437041

 

Кстати, если сравнивать габариты двух автомобилей МАЗа 437040 и "зубренка" МАЗ 437041, то база первого из них значительно длиннее 7,1 м. против 6,25м. (или 5,3м. в зависимости от исполнения). Да и другие показатели у бортовичков 437040 несколько больше. Для сравнения: ширина у 437040 - 2,55 метра, а у 437041 - 2,48м. То же касается длины: 3,55м. против 2,3м. Представляется, что вариативность габаритов исходит по большей части из различий в назначении рассматриваемых машин.


У модели 437041 есть несколько основных исполнений: это и фургон МАЗ 437041-261 снаряженной массой 5,15 т.,грузоподъемностью 4,8 т., вместимостью 30 куб.см. и его чуть более крупный аналог МАЗ 437041-262 со снаряженной массой 5,25 т., тоннажностью 4,7т., вместимостью 35,6 куб.см., и облегченное шасси МАЗ 437041-281, чья снаряженная масса составляет 3,9. грузоподъемность - 6,05т., а вместимость 28,6 куб.см. Примечательно, что у моделей 437041 261/262 центр тяжести смещен на задний мост, а у модели 437041 281 - на передний, в связи с чем у моделей 261/262 тяговые показатели лучше для маневрирования на подъемах - спусках. В свою очередь модель 281 - легче, имеет лучшие аэродинамические показатели торможения, а потому более эффективна в условиях города.

 

Пару слов о силовой установке...

 

Теперь давайте поговорим о технических характеристиках МАЗ 437041 и попробуем найти существенные отличия от более ранней модели 437040. Первое, что приходит в голову при сравнении этих автомобилей - это различия в классе двигателей. На МАЗ 437040 стоял ММЗшный Д245.9-540, относящийся к экологическому стандарту EURO1. МАЗ 437041 - это бортовик, оснащенный уже более современным (стандарт безопасности EURO 2) и, что наверное примечательнее, более мощным двигателем, а именно ММЗ Д 245.30. Это четырехтактный 155 сильный мотор (со скоростью вращения коленвала до 2400 оборотов в минуту) с длинноходным поршнем, однорядным расположением 4-х рабочих цилиндров, РААЗовской топливной аппаратурой, чешским турбокомпрессором С14-174-01 с изменяемым давлением и предварительным охлаждением наддувного воздуха.


Казалось бы 155 лошадиных сил против 136 должны сыграть в плюс. Но нет. Скорее даже наоборот. Если верить отзывам, МАЗ 437041 только проиграл от подобного новаторства. В чем же проблема? Опять же, основываясь на ощущениях конечных потребителей, проблема скрыта не в автомобиле, а в изначально неудачной заводской сборке самого двигателя. Ведь Д 245 - это движок для трактора, а никак не для среднетоннажного грузовика со смещенным центром тяжести. Если более ранняя версия Д245.9-540, еще, выражаясь языком потребителей, худо-бедно "тянула", то ресурс эксплуатации моторов Д 245.30 составляет не более - 100 тыс. км. Как только достигается предельная величина, начинаются проблемы: от разрушения цилиндрового блока, до развала коленчатого вала. При чем развал характерен именно для этой модели, забегая вперед следует отметить, что эти же движки, но стандарта EURO 3 имеют более качественное исполнение.

 

Фото МАЗ 437041

 

Если нет возможности поставить новый двигатель, то необходимо помнить о протяжке болтов блока цилиндров каждые 40 тыс. км. общего пробега, а в период обкатки вообще после каждой тысячи, о чем завод МАЗ постоянно напоминает и даже выпускает специальные руководства по ремонту и техническому обслуживанию. Что ж, если вы хотите купить автомобиль, в который не надо будет заглядывать, забудьте о МАЗ 437041. Он как и все автомобили с пространства СНГ требует постоянного внимания, ласки и заботы.


При всех обозначенных недостатках двигателя, расход топлива МАЗ 437041 тем не менее небольшой: заявленный - 18 литров на 100 км. и 20-22 л/100км. - реальный. Хотя если уделить автомобилю побольше внимания и не один час на станции тех.осмотра, можно сотворить чудо и сделать заявленный расход топлива вполне себе реальным. Но опять же - это вариант, для любителей повозиться с агрегатом.

 

Чем еще "наполнили" автомобиль?

 

В модели МАЗ 437041 коробка передач СААЗовская (модель 3206.70), а не зиловская, как в предыдущей версии 437040. Она также механическая, с пятью передачами с максимальной заявленной скоростью 85 км/ч.Сцепление -однодисковое, но вполне приличное (с эксплуатационным ресурсом до 300 000 тыс. км.), если к нему изначально относить бережно и не перегружать. Характерная ситуация для большинства "зубрят", кпп МАЗ437041 со временем начинает приносить проблемы: к традиционной гамме звуков, издаваемыми советскими автомобилями, добавляются скрежет при переключении передач.

 

Карданная передача представлена 1 карданным или 2-мя открытыми карданными валами с игольчатыми подшипниками рабочих шарниров. На заднем мосте установлен центрально-расположенный конический редуктор, имеющий гиппоидное смещение и дифференциал между колесами. Передаточное число ведущего моста автомобиля составляет 3,45. Редуктор у МАЗа довольно слабый, поэтому требует тщательного слежения за степенью натяжения подшипников и своевременной регулировки конических шестерен.

 

 

 

Тормоза на МАЗ 437041 неплохие: барабанные, с двухконтурным раздельным пневмоприводом, системой АБС и стояночным тормозом на задние колеса. В целом тормоза работают исправно и нареканий как правило не вызывают, если, конечно, не забывать проводить регулярную подводку и никогда не устанавливать разные трещотки на один мост. Если этого не делать есть риск, что нагрузка на колодки и тормозные барабаны будет неравномерной, что приведет к критическому износу последних и необходимости замены задних колодок.


Рама ходовой части автомобиля МАЗ 437041 имеет так называемую "лестничную" конструкцию: два продольно расположенных швеллера, на которые на манер лестницы закреплены поперечно-расположенные балки швеллерного и круглого сечений. Передняя и задняя подвеска автомобиля рессорные, с телескопическими амортизаторами от гидроприивода. На передней балке (двутавр) расположены управляющие колеса.

 

Сами колеса -дисковые, бескамерные, с шинами 235/75R17.5 для одиночных машин и 8,25R20 для автопоездов. Шины бортовика рекомендуется не прегружать, помня о том, что снижение давления на четверть приводит к уменьшению срока службы шин на 40%. И хотя изначально проблемы с шинами МАЗовским бортовикам неведомы, пренебрегать важной информацией не стоит.

 

Грузовой МАЗ 437041

 

И несколько слов о кабине. Кабина двухдверная, металлическая, бескапотная (откидной механизм работает от гидроподъемника). На МАЗ 437041 она также как и на других бортовиках данной серии трехместная. Наличие третьего сиденья постоянно оспаривается водителями и механиками. Некоторые считают, что вместо третьего сиденья лучше было бы расположить нормальное спальное место, но конструктора Минского автомобильного завода слепы и глухи к народным увещеваниям. Поэтому спальная полка на МАЗе и поныне оставляет желать лучшего. В остальном же кабина адекватна тем задачам, которые ставятся перед машиной этого класса. На дальние расстояния, конечно, не поездишь, но "зубренок" МАЗ 437041 и предназначался-то для городской работы, поэтому без претензий.


Цена МАЗ 437041 варьируется от 350 000 руб. за машину 2003 года выпуска с пробегом 150 00 километров до 1 637 000 руб. за новый агрегат 2014 года выпуска. Конечно, в плане комфорта и качества сборки минские "зубрята" здорово уступают импортным среднетоннажным бортовикам. Однако у МАЗов 4370 модели есть одно существенное преимущество - дешевые комплектующие, которые можно найти или заказать в любом городе СНГ и простота ремонта, который проводится буквально собственными руками в короткие сроки. А это для наших ДОРОГ и для наших УМЕЛЬЦЕВ, пожалуй, самое главное.

 

Фото Зубренка

 

МАЗ 437041 Зубренок

 

 

Салон МАЗ 437041

 

Ссылка на promplace.ru обязательна
Похожие статьи
Iveco daily 4x4
Легендарные МАЗ 500 новое поколение советских грузовиков
Американские тяжелые грузовики Freightliner Coronado
Седельные тягачи МАЗ 5440А5 - сочетание комфорта, производительности и надежности
Тягач МАЗ 54408 - основные преимущества магистрального грузовика
Грузовики Iveco


Выставки и конференции по рынку машиностроения, техники и оборудования