Газ-69... "Газик", "Козлик", "Труженик" – как только не называли этот легендарный автомобиль в народе. Советский джип повышенный проходимости в СССР на долгое время занял лидирующие позиции и активно использовался во всех отраслях народного хозяйства. Его возможности по достоинству оценили колхозники, геологи, строители, военные и пр. Удачная конструкция и уникальные технические характеристики стали залогом оглушительного успеха этого автомобиля.
Несмотря на то, что серийный выпуск этой модели был начат 25 августа 1953 года, история её создания уходит в середину 40-х, когда перед Горьковским автозаводом была поставлена задача разработать проект легкового автомобиля-внедорожника с полным приводом. Это было в 1946 году, а уже совсем скоро конструкторами были созданы первые опытные образцы.
Опыт эксплуатации машин подобного класса во время войны показал, что по своим характеристикам наиболее удачными оказались родные Газ-67, американские Виллисы и Бантамы, а также автомобили из Германии. Последние хоть и отличались большим количеством интересных решений (например, приводом на четыре колеса, возможностью блокировки дифференциалов, реверсивной трансмиссией), которыми на то время не мог похвастаться ни один советская машина, но имели достаточно сложную конструкцию, да и обслуживать из было непросто.
Именно поэтому при разработке нового автомобиля повышенной проходимости за основу был взят простой и дешевый военный джип Газ-67Б. В работе приняла участие группа конструкторов Горьковского автозавода, которой руководил Г.М. Вассерман. Кстати, эскизы будущего ГАЗ 69 были сделаны им еще во время войны, в 1944 году, а основная работа продолжилась после получения официального задания. Поскольку автомобиль предназначался для эксплуатации в мирное время, кроме индекса "69" он получил условное название "Труженик" (видимо, особый смысл вкладывался в его народнохозяйственное значение). Это потом в простонародье он превратился в "Козлика".
Итак, первый экземпляр был собран в октябре 1947 года. В феврале следующего года появились еще два автомобиля, а концу 1948 года был выпущен четвертый опытный образец. Основная модель представляла собой универсальный двухдверный автомобиль с грузопассажирским кузовом. Конструкция внедорожника продумывалась до малейших деталей. Упрощенный цельнометаллический кузов Газ 69 был установлен на раме из листовой стали. Машина вмещала 8 человек – водитель и один пассажир спереди, еще 6 – на продольных сиденьях в заднем отсеке кузова. При необходимости, сиденья легко поднимались и освобождалась просторная грузовая платформа, вмещающая до 500 кг груза. Кроме того, автомобиль мог использоваться для буксировки прицепа, в котором было разрешено перевозить до 800 кг груза.
Задний борт кузова был откидывающимся. Для защиты от непогоды и ветра конструкторами была предусмотрена возможность установки откидного тента из брезента со съемными боковинами. Благодаря специальным кронштейнам для крепления, в кузове можно было разместить носилки для перевозки раненых, лопату, топор. Были и специальные проемы, позволяющие хранить верхние половинки дверей, которые были съемными.
Серийное производство этой модели, начатое в 1953 году, сначала осуществлялось на Горьковском автозаводе. В 1956 г. производственные мощности были перенесены в Ульяновск. Именно тогда УльЗиС получил свое новое название УАЗ – Ульяновский Автомобильный Завод, после чего машины стали собирать практически полностью из родных узлов, получая от ГАЗа лишь некоторые агрегаты (двигатель, колеса). Ульяновские внедорожники быстро завоевали популярность на всей территории советского пространства, а с 1956 года стали выпускаться на экспорт.
В 1953 г. было налажено производство двух модификаций автомобиля. Помимо базовой модели (описанной выше), был собран Газ 69 А, который имел четырехдверный кузов и пассажирский салон на пять мест, по аналогу с обычной "легковушкой". Эта модификация выпускалась до 1972 года.
Как уже было сказано выше, машины 69-го семейства активно эксплуатировались сельскими тружениками, полярниками, геолого-разведовательными группами и пр. Задействовали их и для армейских нужд: помимо тягача для буксировки пушек, минометов и тяжелых пулеметов, внедорожник использовали и как базу для создания целого ряда военных машин спецназначения, в том числе, машин радиационной и химической разведки, противотанковой пусковой установки, дорожного индукционного миноискателя и пр.
На шасси ГАЗ 69 с установленным усиленным кузовом от "Победы" с 1955 по 1958 гг. выпускалась оригинальная версия Газ-М72. Параллельно КБ завода разработало еще одну модификацию – Газ-46, которая представляла собой легкую амфибию. Кроме этого, было создано еще несколько версий, которые так и не пошли в серийное производство (например, Газ-19, предназначавшийся для транспортировки почты, или Газ-62 – более мощный внедорожник с кабиной над двигателем). Также на базе ГАЗ 69 были созданы машина милиции, штабная пожарная машина, санитарный фургон, командно-штабной автомобиль, автокран, снегоболотоход, самосвал и еще целый ряд модификаций.
Так что же представлял собой этот, так популярный в стране Советов, "Козлик"? В отличие от предыдущего поколения внедорожных легковых автомобилей Газ-67Б, новая модель могла похвастаться современным двигателем, более жесткой рамой и наличием рессор, которые соединялись с ней через резиновые подушки, тормозами с гидравлическим приводом и двухступенчатой раздаткой. ГАЗ 69 также получил отопитель, который даже в сильные морозы был способен поддерживать в салоне оптимальную комнатную температуру.
Стоит отметить, что количество агрегатов и узлов этой модели, унифицированных с наиболее популярными машинами того времени, превысило 60%. Апробированные на серийных легковых и грузовых автомобилях детали, позволили удешевить производство нового ГАЗ 69, упростить его текущий ремонт и обеспечить необходимыми запчастями.
"Шестьдесят девятый" комплектовали 4-х-цилиндровым двигателем, позаимствованным от недавно выпущенной "Победы". Рабочий объем силового агрегата составлял 2,12 л., а мощность в 50 л.с. Правда, чуть позже мотор стал 55-сильным. Новый двигатель был более надежным и экономичным. Средний расход топлива этого советского джипа был около 12 литров / 100 км пути. Этот показатель увеличивался во время езды по бездорожью и использовании прицепа.
Количество и объем топливных баков зависили от модификации. У модели Газ 69 А был лишь один бак, который вмещал 60 литров горючего и располагался сзади. У базовой модели ГАЗ 69 баков было два: основной 47-литровый бак находился под капотом, а дополнительный бак, рассчитанный на 27 литров, конструкторы поместили под водительское сиденье.
От "Победы" Газику досталась и трехступенчатая КПП с синхронизаторами на 2-й и 3-й передачах. Шестеренчатую раздаточную коробку ГАЗ 69 с демультипликатором конструкторы расположили отдельно от двигателя. Сцепление автомобиля – сухое однодисковое. Ручной тормоз сначала был дисковым (как на ГАЗ-51), потом его заменили на барабанный. От Газ-12 машине достался усовершенствованный рулевой механизм, обеспечивающий более легкое управление.
Ведущие мосты первых ГАЗ 69 были аналогичными модели Газ 67Б. Межосевой дифференциал предусмотрен не был, имелся лишь межколесный неблокируемый дифференциал заднего моста. Позже конструкторы заменили мосты на более надежные и долговечные, как у УАЗ-452. От предшественника, 67 модели, автомобилю достались и шины с рисунком "расчлененная елочка".
Несмотря на то, что по сравнению с Газ 67Б, вес нового Газика был немного выше (1525 кг), это не мешало ему более быстро передвигаться по грунтовым дорогам. Среднетехническая скорость составляла 35-40 км/час против 25 км/ч у Газ-67Б. Максимальная скорость достигала 90 км/час.
Поскольку Газик относился к классу автомобилей повышенной проходимости, он имел привод на все четыре колеса и увеличенный дорожный просвет – 210 мм. Компактные размеры ГАЗ 69, оптимальное распределение веса по осям и шесть передач КПП позволяли с легкостью преодолевать бездорожье, снежную целину и другие сложные участки пути. Ему были нипочем слой грязи глубиной 0,25 м, снежный покров до 0,4 м, брод, достигающий 0,7м, подъем в гору с уклоном до 34°. Этот легковой автомобиль проезжал там, где надолго застревали ЗИС-151. Машина имела высокие тяговые свойства и с честью выдерживала все испытания
Последние экземпляры легендарного ГАЗ 69 были выпущены заводом в 1971 году. Однако это не мешает сотням тысяч советских джипов до сих пор оставаться в строю. Простой по устройству и обслуживанию автомобиль, достоинства которого сводят на нет имеющиеся недостатки, имеет миллионы поклонников по всей России и далеко за её пределами. Причем автолюбители не только эксплуатируют эти шедевры советского автомобилестроения, но и занимаются его переделками, меняя основные узлы и детали на более (на их взгляд) подходящие. Наиболее часто замене подвергается двигатель – на машину ставят более мощные агрегаты, большой популярностью пользуется ГАЗ 69 дизель. Практика показала, что "шестьдесят девятый" практически "неубиваем" и любые изменения его нисколько не портят, а лишь позволяют сделать уникальный и вызывающий неподдельное восхищение внедорожник.
О цене ГАЗ 69 говорить сложно – она зависит от многих факторов. В продажу выставляют машины и по 70, и по 150 - 200 и по 700 тыс. рублей. Естественно, на стоимость влияет не только год выпуска машины, но и её состояние.
Немаловажной частью грузовых перевозок на сегодняшний день являются перевозки скоропортящихся продуктов или продукции, требующей транспортировки в условиях низких температур...
|