Среднетоннажные грузовики Горьковского Автомобильного Завода пользуются неизменным успехом у российских водителей. Развозные автомобили предназначены для эксплуатации по дорогам с твердым покрытием и имеют оптимальное соотношение цены / качества. К тому же на основе базового шасси производитель предлагает и спецтранспорт – самосвалы, автофургоны, автоцистерны, манипуляторы, топливозаправщики, мусоровозы и пр.
ГАЗ 3309 относится к четвертому поколению грузовых автомобилей, выпускаемых нижегородским предприятием. Наладив в 1990 году серийный выпуск ГАЗ 3307, руководство завода планировало в ближайшем будущем заменить неэкономичные грузовики с бензиновым двигателем на новые дизельные модели, разработка которых шла полным ходом. В 1994 году, закупив соответствующее оборудование, завод выпустил свой первый дизельный двигатель с турбонаддувом, который и поставили на "ноль седьмую" модель.
Обновленный автомобиль получил индекс 3309, но, по сути, кроме двигателя и трубы воздухозаборника, расположенной справа от кабины ничем не отличался от своего предшественника. В 1995 году начался серийный выпуск ГАЗ 3309 дизеля, под капотом которого был новый рядный 4-х цилиндровый силовой агрегат. Рабочий объем двигателя составлял 4,75 л., а мощность – 122 л.с. Это был мотор ГАЗ-5441.10 с системой жидкостного охлаждения и турбонаддувом.
Производство этой модели продолжалось недолго. Уже в 1997 году оно было приостановлено, в связи с резким падением спроса на этот автомобиль среди грузоперевозчиков. Правда, еще через два года завод вернулся к выпуску ГАЗ 3309, но уже с другим двигателем. Теперь это был рядный четырехтактный агрегат Минского Моторного Завода Д-245.7. Мощность этого 4-х цилиндрового двигателя объемом 4,75 литра, составляла 117 л.с. Уже после подписания Россией новых экологических стандартов, грузовики этой модели стали комплектовать обновленными двигателями, соответствующими нормам Евро-2. В 2008 году все двигатели "довели" до более высокого стандарта – Евро-3.
Грузовик считается довольно экономичным в эксплуатации. Расход топлива ГАЗ 3309 зависит, в первую очередь, от качества топлива и степени загрузки машины. Согласно контрольным показателям, при движении грузовика со средней скоростью 60 км/час он составляет порядка 14-16 литров на 100 км. При более высокой скорости показатель увеличивается на 4-6 литров. Вместимость топливного бака – 105 литров.
Коробка передач ГАЗ 3309 – механическая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на каждой передаче. Рулевой механизм относится к типу "винт-шариковая гайка". Имеется гидравлический усилитель рулевого привода, что делает управление грузовиком более комфортным и легким. Максимальная скорость, с которой может передвигаться автомобиль, достигает 90 км/час. Хорошая проходимость позволяет использовать его практически на любых видах дорог, включая проселочные и грунтовые.
Рабочая тормозная система автомобиля имеет пневмогидравлический привод. Колодочные тормозные механизмы относятся к барабанному типу. Стояночный тормоз, расположенный на трансмиссии – механический.
Согласно схеме, система проводки ГАЗ 3309 – однопроводная, с номинальным напряжением в 24 В. Конструкторы установили на автомобиль генератор переменного тока с интегрированным электронным регулятором напряжения. Однако частые неисправности электрооборудования, возникающие, как правило, из-за плохого контакта в клеммах аккумулятора, заставляли водителей возить с собой дополнительные регуляторы напряжения.
Грузоподъемность этого автомобиля составляет 4,5 тонн, что делает его востребованным как среди индивидуальных перевозчиков, так и среди крупных предприятий, также коммунальных организаций. Габаритные размеры модели – 6 330 х 2 330 х 2 350 мм. Снаряженная масса грузовика составляет 3 350 тонн.
ГАЗ 3309 – это классический грузовик капотного типа, устройство которого в базовой версии состоит из двухместной кабины и деревометаллической платформы с тремя откидными бортами. Размеры кузова – 3 490 х 2 170 х 510 мм. Кабина вполне просторная, но комфорт - минимальный. Хоть конструкторы и позаботились о тепло- и шумоизоляции, многие водители остаются недовольны шумом, который исходит от работающего двигателя. У подрессоренного водительского сиденья регулируется положение в горизонтальной плоскости, а также угол наклона спинки.
В целом, грузовик считается достаточно выносливым и функциональным. Судя по отзывам водителей, ГАЗ 3309 прост в обслуживании и эксплуатации, имеет оптимальные технические характеристики, надежные двигатель и КПП и отлично подходит для российских дорог. Однако несмотря на ряд достоинств, слабые места у этой машины имеются. Основные проблемы доставляет рама. Задний мост, который является одним из наиболее важных узлов машины, также требует особого внимания. Кроме того, из-за отсутствия амортизаторов на задней оси во время движения по плохому дорожному покрытию, нарушается сцепление колес с дорогой, что доставляет массу дискомфорта водителям.
Цена труженика ГАЗ 3309 зависит, в первую очередь, от его модификации. Средняя стоимость вполне демократична и составляет 770 – 830 тыс. рублей. за новую машину. И что бы ни говорили, работоспособность, высокая грузоподъемность и доступные запчасти – вот главные достоинства этого автомобиля. А что еще нужно универсальному грузовику, который успешно эксплуатируется российскими водителями уже 20 лет?