Согласно законодательству Российской Федерации все природные ресурсы, кроме общераспространенных элементов, находящихся в свободном доступе, являются собственностью государства. Поэтому все отечественные и зарубежные компании, а также индивидуальные предприниматели, которые занимаются разработкой недр, должны платить налог на добычу полезных ископаемых.
Правила взимания налога регулируется 26 главой Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2002 года. Уплата налога осуществляется непосредственно по месту добычи ресурса. При разработке континентального шлейфа или работе на территории, находящейся за пределами России под ее юрисдикцией или взятой государством в аренду, налогоплательщик регистрируется по месту расположения главного офиса фирмы или по адресу фактического проживания предпринимателя.
Налог на добычу природных ресурсов является прямым налогом федерального значения. Поэтому все поступления передаются в государственный бюджет, а не остаются в местных бюджетах объектов федерации. После распределения бюджетных денег часть налога возвращается в регион в виде дотаций и целевого финансирования.
Расчет налога производится из учета стоимости извлеченных из недр полезных ископаемых. Исключение составляют нефть, природный газ, уголь и газовый конденсат. В их случае налог насчитывается на количество добытого ресурса. Таким образом, на перечисленные четыре ресурса устанавливается твердая налоговая ставка, а во всех остальных ситуациях она является плавающей. При этом для твердой ставки предусмотрены так называемые повышающие и понижающие коэффициенты.
При выполнении определенных условий, связанных с природоохранной деятельностью или использованием экологически чистых технологий, налоговая ставка в качестве поощрения может быть снижена. Но при несоблюдении установленных норм сумма налога также может быть и увеличена. Так что при ведении разработок необходимо заботиться не только о получении максимальной прибыли, но и о сохранении окружающей среды. Изначально задумывалось, что налог на добычу природных ресурсов должен взиматься, чтобы потом быть направленным на восстановление пострадавшей экосистемы, поэтому справедливо, что тот, кто не проводит природоохранных мероприятий, должен платить больше.
Налог на добычу воды взимается только в том случае, когда водные ресурсы состоят на государственном балансе полезных ископаемых. Ставка налога зависит от текущей стоимости воды в конкретный период времени. Не облагаются налогом также подземные воды, откачка которых производится в рамках добычи других полезных ископаемых. Не нужно платить налог и частным предпринимателям, которые имеют скважину и используют добытую из нее воду на личные нужды.
Налог на добычу золота и золотосодержащих концентратов составляет 6%. При этом обложить уплатой налога получается только предприятия. Старатели, которые занимаются самостоятельной добычей, никаких налогов никому не платят. И, несмотря на незаконность их деятельности, привлечь старателей к ответственности очень сложно.
Они ведут добычу в труднодоступных участках Забайкалья, где не работают государственные структуры и органы правопорядка. А обнаружение и закрытие незаконного прииска потребует создания спецгруппы, которая будет заниматься его поисками. Процедура может затянуться на долгие недели и в итоге финансирование операции обойдется гораздо дороже, чем полученный в итоге штраф.
Налог на добычу угля насчитывается из расчета ежеквартально устанавливаемых цен на сырье во взаимодействии с коэффициентами-дефляторами, которые учитывают текущую стоимость в определенный момент времени. При этом цена также зависит от качества добытого сырья. На бурый уголь ставка налога будет наименьшей, так как он обладает самым низким качеством. На обычный уголь ставка будет примерно в 2 раза выше, антрацит обойдется в 4 раза дороже, а коксующийся уголь - в 5 раз.
Налог на добычу газа также устанавливается исходя из текущей стоимости топлива на мировом рынке. При этом налогообложению не подвергается попутный газ, получаемый при разработке других полезных ископаемых. Природный газ является одним из важнейших стратегических ресурсов для Российской Федерации, поэтому объемы его добычи исчисляются миллиардами кубических метров. А получаемые налоги являются внушительной составляющей наполнения государственного бюджета.
Ставка налога на добычу нефти зависит от текущих мировых цен. Законодательно устанавливается базовая ставка на один год, а затем ведется пересчет текущего размера налога при помощи умножения на поправочные коэффициенты, отражающие мировую динамику цен. Вносить изменения приходится довольно часто, так как цены на топливные ресурсы подвержены постоянным колебаниям в зависимости от геополитической ситуации в мире.
Как применение современных методов и приборов анализа масла в горно-добывающей отрасли помогает экономить миллионы долларов в год на обслуживании и ремонте горных машин и оборудования...
|
В зависимости от природных горно-геологических факторов добыча гипса производится подземным или открытым способом. В статье рассмотрены оба способа добычи гипса...
|