Чаще всего месторождения и место, где добывают нефть, находятся очень далеко от мест сбыта или переработки, поэтому задачи экономически-выгодной её транспортировки, всегда являлись не менее важными, чем сама нефтедобыча.
Начнём с того, что самым выгодным и экологически чистым способом служит транспортировка нефти, через нефтепроводы, по которым она под высоким давлением движется с очень высокой скоростью, доходящей до трёх метров в секунду. Изначально использование нефтепроводов предложил Дмитрий Иванович Менделеев, разъяснив как правильно строить нефтепровод и приведя веские доводы в пользу использования этого способа транспортировки нефти.
Нефтепровод бывает наземным и подземным и его прокладывают в соответствии с рельефом местности. В состав труб для нефтепровода входит высоко-пластичная сталь и армированный пластик, что обеспечивает его высокой надёжностью, устойчивостью к повреждениям, перепаду температур и коррозии. У наземных и подземных нефтепроводов есть свои плюсы и минусы. В первую очередь, наземный нефтепровод хорош тем, что отлично монтируется и в случае возникновения аварийной ситуации, повреждение легче найти и устранить, чем в случае, если бы он располагался под землёй. У подземных нефтепроводов есть свои преимущества. Например, они гораздо лучше защищены от влияния окружающей среды, чем наземные.
Нефтепроводы подразделяются на три вида – промысловые, межпромысловые и магистральные. Промысловые, соединяют различные скважины между точками по нефтедобыче. Межпромысловые проходят от одного месторождения нефти к другому нефтепроводу или же отдалённому промышленному объекту. Магистральные нефтепроводы прокладываются от месторождений нефти до мест, где её перерабатывают. На сегодняшний день общая сеть нефтепроводов магистрального типа, составляет примерно пятьдесят тысяч километров. Они образуют огромнейшие системы по перекачке нефти, одной из которых стал построенный ещё в 1960 года нефтепровод «Дружба».
Нефтепроводы также прокладывают и по дну моря, но это настолько затратная и сложная работа, что лучше всего поручить эту задачу нефтяным крупнотоннажным танкерам. Это очень большие суда, которые предназначены для перевозки крупных объёмов нефти. Только это позволяет экономить на транспортировке, поскольку перевозка маленького количества нефти невыгодна. Минус такого способа транспортировки состоит лишь в том, что супертанкеры могут принять в себя не все морские порты, так как для этого требуется глубоководные места. Поэтому большая часть российских морских портов способна принять не каждый танкер.
Далее мы более детально рассмотрим то, каким образом происходит транспортировка в танкерах. Грузовые отсеки танкеров поделены на поперечные и продольные переборки, образуя резервуары или по-другому – танки. Но часть из них приспособлена для того чтобы принимать в себя, а когда необходимо сбрасывать водный балласт. Управлять ими можно только с палубы, где имеются небольшие вытянутые отверстия с плотно-закрывающимися крышками.
Нефтепродукты или нефть грузят в танкер с берега, а когда наступает очередь разгрузки, её осуществляют при помощи трубопроводов и насосов, которые расположены вдоль всей палубы. Но поскольку супертанкеры не имеют возможности войти в порт, когда они полностью загружены, для этих целей используют специальные платформы, через которые происходит загрузка топлива на меньшие по размеру танкеры.
В целях безопасности, ещё в 2003 году Евросоюз одобрил предложение о запрещении перевозки тяжёлого топлива на судах, которые не оснащены двойным корпусом. Это предложение вошло в силы в апреле 2008 года. Теперь на перевозке нефти заняты более четырёх тысяч танкеров, большая часть которых является собственностью частных судовладельческий компаний. Корпорации, занимающиеся нефтяным бизнесом, заключают с судовладельцами договор фрахтовки, что позволяет им использовать судно для транспортировки.
Существует и другой способ транспортировки нефти. Это перевозка нефтепродуктов по железной дороге. Этот способ транспортировки является одним из наиболее быстрых и не зависящих от погодных условий. Благодаря железным дорогам нефть удаётся поставлять через всю страну туда, где она необходима. Но, несмотря на удобство и скорость такой перевозки, он обходится гораздо дороже, нежели транспортировка нефти по нефтепроводам. Таким образом, даже при развитой сети железных дорог, поставщики нефти предпочитают использование нефтепроводов.
На небольшие расстояния некоторые нефтепродукты (например, сжиженный газ, дизельное топливо и бензин), гораздо удобнее везти в автоцистернах. Но перевозка таким способом повышает стоимость нефти и поэтому такие перевозки осуществляются в пределах ограниченных расстояний – примерно от трёхсот до четырёхсот километров. Такое ограничение позволяет пользоваться услугами автоперевозок только между нефтебазой и заказчиками. Есть и воздушный способ транспортировки нефти, но он слишком дорогой по сравнению со всеми остальными и не оправдывает себя. Только в случае если нужна срочная транспортировка или же по-другому нефтепродукты доставить не удаётся.
Резервуары для нефтепродуктов необходимы предприятиям разного профиля. При выборе подходящей продукции обращают внимание на ее характеристики...
|