В 2002 году Курганский машиностроительный завод с намерением всерьез и надолго обосноваться на рынке малогабаритной колесной спецтехники представил на рынке свое детище: минитрактором - КМЗ 012.
Длиной всего 1,972 м. и шириной 96 см., КМЗ 012 разрабатывался как универсальный помощник в сельском и коммунальном хозяйстве и должен был составить достойную конкуренцию лидерам сегмента - шведам и итальянцам. Цена на зарубежные аналоги была слишком высока для многих отечественных фермеров, поэтому курганские инженеры справедливо полагали, что более бюджетный продукт будет соответственно и более востребованным. Для сравнения образцы производства "Husqvarna" и "S.E.P" на тот момент стоили порядка 3 500 долл. - 11 000 долл., в то время как заявленная стоимость минитрактора КМЗ 012 к моменту появления на рынке составляла немногим больше 2 100 - 2 200 долл.
Еще один потенциальный конкурент - Китай. Китайская техника была сопоставима по стоимости, но никак не по качеству: нередко спустя пару тысяч моточасов шеньянские трактора буквально рассыпаются. Кроме того, в пользу КМЗ сыграло и его территориальное расположение. Все-таки заказывать запчасти и навесное оборудование из Поднебесной не такое уж дешевое и быстрое удовольствие.
Таким образом, минитрактор КМЗ 012 стал одним из самых ожидаемых релизов 2002 года. И не зря. Продукция Курганского завода оказалась широко востребована не только в России и странах СНГ, но также в Румынии и Польше, где стоимость аналогичных минитракторов доходит до 9 000 долл.
Первоначально КМЗ 012 оборудовался четырехтактным двухцилиндровым рядным карбюратором "СК-12" выпуска казахстанского Завода силовых агрегатов, мощностью 12 лошадиных сил, воздушной системой охлаждения, топливным насосом диафрагменного типа и максимальным крутящим моментов в 24 Нм при скорости вращения коленвала 3000-3100 об/мин.
Позднее появилась версия минитрактора КМЗ 012 -Ч, в которой вместо карбюраторного "СК" стоял аналогичный по мощности дизельный четырехтактный В2Ч - 07 (индекс 8,2/7,8Э) производства Челябинского тракторного завода "ЧТЗ-Уралтрак". Дизель так же имел два цилиндра, однако они уже имели не рядное, а V-образное расположение по отношению друг к другу. По отзывам пользователей, дизельное исполнение минитрактора оказалось более удачным, чем карбюраторное.
Однако и на этом завод не остановился, поэтому в настоящий момент есть еще две модификации трактора: КМЗ 012-Б с карбюратором и КМЗ 012-Н с дизелем.
На 012-Б установлен американский 14,8 сильный бензиновый "Vanguard OHV-294447", а на 012-Н четырехтактный, 14,3 сильный дизель воздушного охлаждения HATZMOTORS -1d81z.
За исключением двигателя остальные технические характеристики минитрактора КМЗ 012 остались неизменными с 2002 года. Тормоза у КМЗ 012 - колесные, дисковые, расположенные в корпусе одноступенчатого редуктора. Трансмиссия - механическая, с сухим фрикционным однодисковым сцеплением, 4-х скоростной (+ 2 скорости заднего хода) шестеренной коробкой переключения передач и двухступенчатой (конической и цилиндрической) главной передачей. Трактор развивает транспортную скорость в 15,18 км/ч и рабочую - 6,82 км/ч при средней скорости заднего хода 3,38-4,49 км/ч.
Минитрактор КМЗ 012 оборудован гидравлической системойс приводом от двигателя, одним силовым цилиндром и золотниковым распределителем, а также двумя зависимыми валами отбора мощности. Передний ВОМ способен передавать до 7,66 л.с., задний до 7,5 л.с. При желании передний вал можно снять.
Ходовая часть трактора имеет жесткую подвеску и передний мост в виде качающейся балки. Формула колесной базы 4х2, ширина колеи варьируется в двух позициях: 70 и 90 см. соответственно. Дорожный просвет - 30 см., что позволяет трактору вплотную подъезжать к бордюрам и эффективно обслуживать придорожное пространство.
Навесных устройств у трактора не одно, а целых два: с одной стороны рычажно-шарнирное со сцепным брусом и тяговой вилкой, с другой - прицепной брус. Первое навесное устройство способно смещать орудие на 5-10 см. только вправо, второе - двигается в обе стороны относительно корпуса минитрактора.
Наличие у трактора аж двух навесных устройств позволяет использовать разнообразное навесное оборудование, благодаря чему сфера эксплуатации КМЗ 012 простирается далеко за пределы сельскохозяйственных целей.
Успешно минитрактор применяется в строительстве, огородном и личном подсобном хозяйстве, для обработки, культивации, боронования почвы, окучивания деревьев и кустраников, уборки территории в межсезонье, очистки снега. Минитрактором КМЗ 012 можно копать картошку, подметать, косить, мешать бетон, заниматься землеразработкой, а также перевозить сыпучие и твердые грузы, используя прицепную тележку или навесную емкость.
Компактные габариты и высокая мобильность трактора позволяют эксплуатировать его в любых, даже очень стесненных условиях, например: в тепличных хозяйствах, виноградниках или на городских тротуарах.
Кстати, говоря о сельскохозяйственной сфере, стоит заметить, что наиболее эффективен КМЗ 012 в небольших фермерских хозяйствах для подготовки почвы к севу и уборки культур на участках 2-5 гектар. Использование крупногабаритной сельскохозяйственной спецтехники в таком случае не выгодно из-за большого расхода топлива. В свою очередь расход КМЗ 012 составляет всего 3 литра горючего на 100 км. при эксплуатационном ресурсе двигателя до 3 тыс. моточасов.
На сегодняшний день официально выпускается 23 разновидности навесного оборудования для КМЗ 012. Здесь и поворотные отвалы, и окучники-культиваторы, и грабли-ворошитель, и фрезерный культиватор, и косилки разных видов и многое-многое другое. Это не говоря уже о том, что завод регулярно обновляет список навесных устройств. В ближайшем будущем должны были появиться установки для дробления, сварки и поливочных работ, однако в связи со снятием трактора с производства, слухи не оправдались. Хотя, кто знает, может однажды силами отечественных умельцев КМЗ 012 научится не только убирать овощные культуры, но и сажать их.
Помимо универсальности и многофункциональности, минитрактор КМЗ 012 обладает еще одним серьезным преимуществом перед основными конкурентами. Он как никто другой легок в ремонте и обслуживании. Поскольку машина российская, починить ее может кто угодно и где угодно. Доступ к двигателю осуществляется через капот, аккумуляторные батареи и топливный бак расположены под сиденьем, которое легко откидывается.
Все это, в купе с удобным мягким водительским сиденьем, регулируемым рулем и козырьком от солнца, делают из КМЗ 012 надежный агрегат на все случаи жизни, незаменимого помощника практически в любом хозяйстве. И это не пустые слова - в 2005 году минитрактор удостоился места в списке "100 лучших товаров России".
Как уже говорилось ранее, ОАО "Курганмашзавод" прекратил серийный выпуск базового карбюраторного минитрактора КМЗ 012, а также его модификаций. Тем не менее купить трактор не составит никакого труда. Его стоимость довольно сильно колеблется от выбранной модификации и комплектуемого оборудования, что в общем и целом логично. Чем больше "начинки", тем дороже. Отсюда и разброс от 150 000 руб. до 300 000 руб.