В 60-е годы прошлого века, когда большая часть разрушенного войной народного хозяйства была восстановлена, а развитие науки и промышленности шло семимильными шагами, немалые силы были кинуты на освоение ранее неисследованных труднодоступных территорий Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и пр. Полное отсутствие дорожного покрытия и суровые климатические условия, которые были характерны для этих районов, требовали создания принципиально новых машин, которым были бы не страшны подобные условия эксплуатации.
Планировалось, что с появлением новых плавающих снегоболотоходных машин, эффективность георазведки даже в самых суровых северных районах существенно повысится, а значит развитие геофизических, нефтегазовых и добывающих предприятий страны станет еще более интенсивным. Да и Советской Армии подобные вездеходы не помешают... А мало ли, враг не дремлет?
Конечно, для нужд военных и геологов в то время активно использовался гусеничный транспортер-снегоболотоход ГАЗ-47, выпускавшийся Горьковским автозаводом с 1954 по 1964 гг., но для 60-х модель уже считалась устаревшей и требовала модернизации. В связи с этим, конструкторы нижегородского завода приступили к созданию нового многоцелевого плавающего транспортера, взяв от базовой модели ГТ-С все самое лучшее.
Обеспечить потребности огромный страны было нелегко. Один завод, производство которого было перегружено, не мог выпускать необходимое количество машин, поэтому было налажено сотрудничество с Заволжским Заводом Гусеничных Тягачей (ЗЗГТ), куда в 1973 году и было полностью перенесено производство нового вездехода. Первые же партии машин собирались на ГАЗе.
Транспортер ГАЗ 71 на гусеничном ходу появился в 1968 году и получил название ГТ-СМ. Аббревиатура расшифровывалась, как "гусеничный транспортер снегоболотоход модернизированный". За почти 20-летнию историю своего производства (1968 – 1985 гг.) он превратился в настоящую легенду, а технические характеристики этой спецмашины позволяют использовать её в крайне сложных северных условиях и по сей день. Не зря говорят, что советская техника "неубиваема". Простое устройство ГАЗ 71, отличные вездеходные качества и выносливость – вот основные достоинства этого чудо-транспорта.
Основное назначение гусеничного тягача – транспортировка людей и различных грузов народнохозяйственного значения по всем видам дорог и бездорожью, в целинных и северных районах. Техника использовали для перевозки личного состава военных подразделений, обслуживания экспедиций в труднопроходимых районах, для эвакуации раненых, для буксировки прицепов, масса которых не превышает 2 тонн и пр.
Самые экстремальные условия этому детищу нижегородских автостроителей нипочем, ведь он оборудован средствами самовытаскивания при застревании. Вездеход ГАЗ 71 уверенно преодолевает снежные завалы, непролазные болота, пустынные территории, броды глубиной до 1,2 м... И даже плавает. Пожалуй, об этой уникальной возможности машины стоит рассказать поподробнее. Конечно, водных прогулок на нем не совершить, но реку шириной до полутора километров он пересечь сумеет. Плывет машина за счет вращения гусениц, которые приводятся в движение бортовым редуктором, при этом, скорость в воде достигает 5-6 км/час.
Естественно, перед спуском на воду технику готовят: устанавливают штатные быстросъемные гидродинамические кожухи – они улучшают маневренность и увеличивают скорость движения. Подняться из воды на берег ГАЗ 71 может по пологому спуску с углом наклона не более 20°. Если приблизиться бортом к крутому берегу, то велика вероятность того, что вездеход накрениться и произойдет затопление через борт. Беспокоиться о том, что машина пересечет спокойную реку практически не стоит, однако, с переправой через водные преграды с быстрым течением стоит быть осторожным. Существует риск того, что снегоболотоход закрутит и даже затопит. Основной причиной возникновения подобной ситуации является значительная площадь его подводного борта.
Вообще, несмотря на солидные размеры – 5 390 х 2 585 х 1 740 мм и кажущуюся неуклюжесть, вездеход на гусеничном ходу хорошо маневрирует на поворотах и развивает приличную скорость. По хорошим дорогам скорость ГАЗ 71 составляет 50 км/час, что гораздо выше, чем у его предшественника ГАЗ-47. Скорость при движении по болотистой местности невысокая – 12-18 км/час. Снежную целину метровой глубины машина может пересекать, развивая скорость до 17 км/час.
Казалось бы, все хорошо... Но вот, расход топлива оставлять желать лучшего. При движении с максимальной скоростью или по тяжелому бездорожью этот показатель достигает 150 литров на 100 км. Средний расход топлива чуть ниже – 90 -100 л /100 км, но тоже немало. Для того, чтобы обеспечить "прожорливому" гусеничному транспортеру оптимальный запас хода, конструкторы снабдили его четырьмя топливными баками. Вместимость трех основных – 232,5 литра, дополнительного – 77,5 литра. Этого запаса горючего хватает на 400 км пути. Топливные баки расположены по бокам, на крыльях платформы.
В движение снегоболотоход ГАЗ 71 приводит 8-цилиндровый четырехтактный двигатель ЗМЗ-41. 115-сильный карбюраторный агрегат с рабочим объемом 4,25 л. работает на бензине. Единая система, включающая двигатель, КПП, дополнительную передачу и сцепление, устанавливается в моторное отделение. От кабины и платформы конструктор отделили его металлическими перегородками, состоящими из ряда съемных панелей, что позволило обеспечить свободный доступ к силовой установке как из кабины, так и со стороны платформы. Кстати, созданный спустя некоторое время на основе "семьдесят первой" модели ГАЗ 3403, получил долгожданный дизельный двигатель, после чего многие стали заинтересованы в приобретении именно ГАЗ 71 дизель, как более экономичной в эксплуатации модели.
Двигатель ГАЗ 71 работает в паре с трехходовой коробкой передач (4 передних + 1 задняя), раздаточной коробкой с двойной передачей, однодисковым сухим сцеплением, бортовыми редукторами и двойными ленточными тормозами. Ходовая часть машины – это двенадцать опорных, катков с гусеницами (по шесть с обеих сторон), имеющих резиновое покрытие, и два ведущих двухвенечных колеса. Задние катки, которые одновременно являются направляющими, наряду с передними опорными катками снабжены гидравлическими амортизаторами. Гусеницы ГАЗ 71 – мелкозвенчатые, каждая состоит из 83 звеньев, которые соединяются между собой стальными пальцами. Предотвратить появление наледи и налипание снега на поверхность гусеничной ленты, а также возможное разрушение прорезиненного покрытия колес позволяют съемные снегоочистители. Их устанавливают на транспортер при эксплуатации в зимние месяцы.
Кузов ГАЗ 71 – это грузовая платформа открытого типа, изготовленная из стали. Возможность установить утепленный тент из дублированной ткани позволяет транспортировать людей в кузове даже в сильные морозы, к тому же, платформа отапливается. Тент устанавливается на каркас из трех съемных дуг, для обеспечения вентиляции предусмотрен специальный вентиляционный рукав. Верхняя часть заднего борта кузова откидывается. Для того, чтобы разместить людей (до 10 человек), на платформе предусмотрены полумягкие откидные сиденья. Здесь же располагается необходимое для перевозки раненых санитарное оборудование.
Металлическая двухдверная кабина этого гусеничного вездехода вмещает двух человек. Естественно, особые условия эксплуатации заставили конструкторов позаботиться о герметичности кабины, для чего по всему контуру дверей проложен резиновый уплотнитель. Благодаря ему, исключается вероятность попадания пыли и воды в кабину сведена практически к нулю. Обеспечить естественную вентиляцию воздуха внутри закрытого пространства позволяют два люка, которые также хорошо герметизированы. Кабина имеет хорошую термо- и шумоизоляцию и оборудована отопителем. Водитель и пассажир размещаются на мягких сиденьях. Кстати, добраться до аккумуляторной батареи можно, отодвинув съемную панель, которая находится прямо за водительским сиденьем.
Эта модель была снята с производства уже почти 20 лет назад, но из эксплуатации не вышла до сих пор. Особенно часто транспортер можно встретить в северных районах страны, где климатические и дорожные условия не позволяют использовать более "легкую" технику. Цена вездехода ГАЗ 71 зависит, в первую очередь, от его состояния. Новые, стоявшие на консервации, или просто отлично сохранившиеся машины предлагают за 700 тыс. – 1,3 млн. рублей. Техника, требующая ремонта, находится в ценовом диапазоне от 200 до 800 тыс.рублей. При необходимости найти оригинальные запчасти к ГАЗ 71 не составит особого труда. Подойдут и детали от более нового ГАЗ 3403.
Ратрак является наиболее распространенной техникой, используемой для подготовки лыжных трасс, поскольку позволяет равномерно уплотнить снежное покрытие...
|
Сегодня существует множество моделей и модификаций снегоболотоходов, однако самыми распространенными видами являются болотоходы на гусеничном ходу...
|