Автобус ЛиАЗ 677 М - его можно было встретить во всех уголках страны

Проектирование ЛиАЗ-677 на Ликинском автозаводе стартовало в 1960 г. Эта модель планировалась на смену морально устаревшему ЗИЛ-158В. За годы производства было собрано около 195 тыс. экземпляров марки ЛиАЗа для работы в советских странах. Более 7 тыс. единиц изготовили для экспорта за рубеж в 16 государств мира.


Модель ЛиАЗ 677М отличалась улучшенными технико-эксплуатационными параметрами в сравнении с базовым вариантом, работа над ней предписывалась заводу в пятилетке 1973 г. Но только к 1976 г. собрали два опытных экземпляра модернизированной модели (одну наделили форкамерно-факельным мотором ЗИЛ-375ЯФ), которые с успехом прошли приемо-сдаточные испытания. Через год, учитывая предыдущие замечания, изготовили опытно-промышленную партию из 10 экземпляров, в результате чего доработанные документы направили в производство.

 

Конструкторы хорошо поработали над модернизацией базовой модели

 

Модернизированный автобус ЛиАЗ 677М стал выпускаться с 1978 г. Первоначально это были единичные пробные партии техники из 25 штук. Внешний вид базовой модели ЛиАЗ-677 переделали до неузнаваемости – боковую обшивку обтянули панелями; дверные створки из алюминия уравняли по ширине как у «Икарусов»; спереди и сзади прикрепили бампера; поменяли дверку радиатора и т.д. Некоторые изменения, опробованные на испытательных образцах, не нашли применения в серийном выпуске, к примеру, облицовка переда кузова из пластмассы. Обновленные экземпляры с индексом М имели, в отличие от базового варианта, увеличенный ресурс до капремонта с 380 до 400 тыс. км пробега, улучшенные условия для работы водителя, повышенную безопасность труда, усовершенствованные санитарно-технические и эстетические параметры.


Массово советский автобус ЛиАЗ 677М начал выпускаться лишь в 1982 г. В процессе производства его внешний вид периодически изменялся. Вместо застекленных проемов "вход/выход" над проходом установили "фальшокна", а их потом заменили парой полосок. В 1985 г. переделали дизайн светотехники – круглые фонари заменили квадратными, поворотники оранжевого цвета собрали в единую секцию с главными фарами, добавили верхние габаритные огни. Дизайн переда машины с расположением фар на сетках был заимствован у машин Neoplan производства Германии. Окончательный дизайн автобус ЛиАЗ 677М приобрел к 1986 г. В последующие годы его производили без существенных обновлений.

 

Автобус ЛиАЗ 677М

 

Последний экземпляр сошёл с ленты Ликинского автозавода в 1996 г., после чего производство 677М-го свернули. Автобус серии 677М продолжили собирать небольшими партиями на различных авторемонтных заводах. С наступлением 21 века советский автобус ЛиАЗ 677М стали преждевременно убирать с использования как устарелый, нерентабельный и неподходящий для монтажа АСКП.


С 1990 г. автобус ЛиАЗ 677М красили в сплошной красный цвет, иногда добавляли белую юбку, а после 1993 г. – в белый цвет с красным или оранжевым низом.


Полная пассажироёмкость автобуса по документам была завышена и составляла 110 человек (8 чел./1 м2 пола), что соответствовало действительности лишь при массе тела каждого пассажира по 52 кг. На деле при максимальной загруженности в салон помещалось даже 180 человек, что отрицательно отражалось на эксплуатационных параметрах техники. Но пассажиры, как правило, были удовлетворены серьезной вместительностью салона и плавностью движения.

 

Технические характеристики автобуса

 

Технические характеристики ЛиАЗ 677М предусматривали использование вагонного кузова с полунесущей укрепленной рамой. Из трех дверей 677М-го – пара пассажирских. Поручни в салоне стали оборачивать рифлеными полиэтиленовыми оплетками (первоначально их делали из стальной трубы); спинки пассажирских кресел уменьшили в размере. Минусом ЛиАЗ 677М был спертый воздух и духота в летнее время – в автобусах, выпущенных после 1978 г., для вентилирования салон оборудовали тремя люками в крыше (до 1978 г. их не было). Другим недостатком техники была высокая загазованность внутри салона в связи с конструктивными свойствами системы отопления и негерметичностью стального обрамления форточек.

 

 

 

Выхлопная труба размещалась на всем протяжении днища, из-за коррозионного изнашивания и наличия трещин протравливала дым, таким образом, выхлопные газы просачивались внутрь. Водители роптали на высокую шумность и перегрев от работающего вблизи мотора. Характерным свойством был гулкий звон трансмиссии из-за износа системы подшипников кардана, идущего от мотора к КПП: автобус ЛиАЗ-677 оснащался отдельно установленной КПП (не в едином агрегатировании с мотором). Это обуславливало усиленные ударные нагрузки при работе мотора на холостом изменчивом ходу. Из-за специфической компоновки водителю не было доступа с рабочего места в салон. Плавность хода достигалась благодаря пневматической подвеске, но из-за особенной поперечной установки мостов при поворотах наблюдался крен автобуса на бок.

 

Фото салона ЛиАЗ 677М

 

Бензиновый, V-образный, восьмицилиндровый мотор серии ЗИЛ-509.10-401 с увеличенной рабочей емкостью до 7 л и мощностью 175 л.с. запомнился повышенным расходованием бензина (до 35 л на 100 км) при скорости движения 40 км/ч. Двигатель на ЛиАЗ 677М располагался справа от водителя, что было нерациональным, поскольку заднее размещение мотора в результате уменьшения трения и массы при отсутствии длинного кардана способствовало экономии 25 % бензина. Вместе с тем, такая компоновка давала возможность обслуживать силовой агрегат, прямо не выходя из кабины. Рулевой механизм 677М-го автобуса – типа Урал-377Н с гидравлическим усилителем и люфтом руля 12°.


Технические характеристики силовой передачи ЛиАЗ 677М заключались в использовании механико-гидравлической трансмиссии, с автоматической 2-ступенчатой КПП. Из-за крепления эластичной муфты из резины в трансмиссионной системе уменьшилась степень вибрации и возросла надежность карданных шарниров. КПД коробки был низким. Подъем в гору ЛиАЗ 677М преодолевал медленно, надсадно ревя двигателем. Из-за этого при капремонте коробку-автомат зачастую меняли на стандартную механическую от самосвала «Урал-375Д».

 

Городской автобус ЛиАЗ 677М

 

2-хконтурная система тормозов ухудшала технические характеристики ЛиАЗ 677М. Тормоза оснащались простым пневматическим приводом без энергетических аккумуляторов, как на ЗИЛ-130 и ЗИЛ-157, при этом колеса не притормаживались при разгерметизации системы. Также к пневматическому приводу напрямую подключались пневматические баллоны подвески и дверные приводы, что значительно снижало надёжность и долговечность системы. Ручной тормоз взаимодействовал с тормозными устройствами задних колёс, а не с трансмиссией. Для закрепления ручника требовалось несколько нажимов рукоятки, но тормоз слабо справлялся. Тормозной путь при движении 60 км/ч составлял 32 м.


Автобус ЛиАЗ 677М оборудовался бездисковыми колесами с шинами марки 10,00R207. Первоначально эксплуатировался на топливе АИ-93. В дальнейшем степень сжатия в технике уменьшили для потребления топлива марки А-76. Максимальный вес автобуса при крайней вместимости – 16 т. Максимально-преодолеваемый подъём составлял 20 %.


За годы службы ЛиАЗ 677М стал базой для большого числа спецтехники: мобильных пунктов питания, фотостудий, фургонов и прочего. В благодарность за долгие годы преданной службы рядом с автопарками нередко устанавливали памятники ЛиАЗу.

 

Технические характеристики автобуса

 

ЛиАЗ 677М

 

 

Модернизированный ЛиАЗ 677М

 

Ссылка на promplace.ru обязательна
Похожие статьи
Комфортабельный автобус МАЗ 105 сочлененного типа
Полноприводной пригородный автобус ПАЗ 3206
Обзор популярного советского автобуса ПАЗ 672
ГАЗ 2752 - надежные коммерческие автомобили
ЛиАЗ 5292 - современный автобус-низкопольник
КАвЗ 4235 как средний автобус для среднего города, и немного для пригорода


Выставки и конференции по рынку машиностроения, техники и оборудования