ПАЗ 3201 - автобус для бездорожья

Автобус ПАЗ 3201 является полноприводной моделью общественного транспорта. Он выпускался Павловским заводом с 1972 по 1982 год. Предназначался для эксплуатации в сельской местности, где отсутствуют асфальтированные дороги. Имел увеличенный по сравнению с другими серийными автобусами дорожный просвет и более прочную ходовую часть.

 

Технические характеристики автобуса

 

Своими техническими характеристиками ПАЗ 3201 обязан возложенным на него функциям. Автобус должен был без проблем совершать регулярные перевозки по грунтовым дорогам, в том числе и в дождливую погоду, когда дорожное покрытие превращается в вязкую грязь. Полноприводный вариант является модификацией ПАЗ 672. От базовой модели ПАЗ 3201 получил карбюраторный восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ 672 с максимальной полезной мощностью 115 лошадиных сил при частоте вращения коленчатого вала 3200 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент достигается при частоте вращения 2000 оборотов в минуту и составляет 284 Н*м.


Рабочий объем мотора - 4,25 литров. Цилиндры расположены V-образным способом. В качестве горючего использовался бензин марок АИ-76 и АИ-80. Средний расход топлива в смешанном цикле составляет 21 литр на 100 километров. Емкость топливного бака - 210 литров. Автобус комплектовался четырехступенчатой механической коробкой переключения передач. Сцепление - однодисковое, сухого типа с гидравлическим приводом. Рулевое управление - глобаидально-червячного типа с трехгребневым роликом. Тормозная система - барабанного типа с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем. Действует на все колеса. Максимальная скорость движения составляет 80 км/ч. Колесная формула ПАЗ 3201 - 4х4.

 

Фото автобуса ПАЗ 3201

 

Габаритные размеры автобуса ПАЗ 3201: длина - 7,15 метров, ширина - 2,39 метров, высота - 3,04 метра, колесная база - 3,6 метров, передняя колея 1,81 метра, задняя колея - 1,69 метров, минимальный радиус разворота 8,5 метров. Снаряженная масса транспортного средства составляет 5,07 тонн, а полная - 7,365 тонн. Распределение нагрузки по осям происходит следующим образом: на переднюю - 3,462 тонн, на заднюю - 3,903 тонн. На автобусе использовалась резина размерностью 8,25-20. Полноприводное шасси ПАЗ получил от армейского грузовика ГАЗ 66. Шасси прошло многократные испытания на гражданских и военных полигонах и было принято в серию, что свидетельствует о его высоких достоинствах.


Всем известно, насколько требовательно в армии относятся к проходимости техники, поступающей на вооружение. Высокие ходовые качества автобуса позволяли использовать его не только в качестве общественного транспорта, но и для доставки персонала к месту работы на лесозаготовительных, геологических и нефтедобывающих промыслах. Транспорт использовался в различных климатических зонах, поэтому были модификации со встроенными кондиционерами для тропических частей государства и наоборот, утепленные варианты с двойным стеклопакетом для морозной местности.

 

Особенности салона

 

 

 

ПАЗ 3201 на момент выпуска обладал весьма комфортабельным салоном, рассчитанным на 45 пассажиров, из которых 26 мест были сидячими. Согласно правилам технической безопасности в автобусе запрещалось перевозить стоячих пассажиров, так как завышенный центр тяжести способствовал снижению поперечной устойчивости, что увеличивало риск бокового опрокидывания. Но на практике транспорт без проблем преодолевал любые препятствия с 40-45 пассажирами на борту. Сидения были совместными и рассчитывались на 2 человека. Подлокотники отсутствовали, как и возможность отрегулировать угол наклона спинки. Внешняя обшивка изготавливалась из кожзаменителя, который имел высокую стойкость к износу и сохранял внешний вид в течение длительного периода времени. За каждым сидение крепился специальный поручень, за который могли держаться стоячие пассажиры.

 

Модель городского автобуса ПАЗ 3201

 

Для доступа в салон служила единственная боковая дверь, которая открывалась автоматически с водительского места. Кабина не отделялась от салона перегородкой, так что водителю необходимо было сохранять высокую концентрацию и не отвлекаться на посторонние звуки. Рабочее место имело удобное сидение, которое можно было отрегулировать по углу наклона спинки и удаленности от приборной панели. Рулевое колесо имело большой диаметр, что упрощало совершение различных маневров на дороге, так как гидравлический усилитель не входил в комплектацию.

 

Управление и обслуживание автобуса

 

Все органы управления были правильно скомпонованы и не перекрывали доступ друг к другу. Контрольные датчики также находились в оптимальной зоне и всегда были перед глазами. Вентиляция осуществлялась естественным путем через открывающиеся боковые окна. Обогрев осуществлялся при помощи автономного отопителя и системы охлаждения двигателя. Северные модификации получали более мощную систему обогрева и улучшенную теплоизоляцию кузова. Кузов - цельнометаллический, несущий, вагонной компоновки. Его ресурс составлял 7-10 лет в зависимости от условий эксплуатации.

 

Автобус малого класса ПАЗ 3201

 

Обслуживание и ремонт ПАЗ 3201 не требовали больших затрат сил и времени. Все узлы и агрегаты имели высокий запас прочности и редко выходили из строя. Доступ к двигателю осуществлялся прямо из салона, что позволяло заниматься его обслуживание при любой погоде. Автобус был неприхотлив к качеству горюче-смазочных материалов и других рабочих жидкостей. При необходимости запчасти для ремонта можно было легко достать у завода-изготовителя. Многие детали были унифицированы с другими серийными автобусами, так что дефицита на рынке не было.


Всего за 10 лет было выпущено 13874 экземпляра автобусов повышенной проходимости, из которых почти половину составляет северная модификация. На сегодняшний день цена ПАЗ 3201 колеблется от 30 до 250 тысяч рублей. Она зависит от года выпуска, пробега и общего технического состояния транспортного средства. Нормальный экземпляр, который не потребует больших вложений для приведения его в достойный вид, обойдется примерно в 150 тысяч рублей.

 

Фото автобуса

 

ПАЗ 3201 на маршруте

 

 

Популярный советский автобус

 

Ссылка на promplace.ru обязательна
Похожие статьи
ЛиАЗ 5292 - современный автобус-низкопольник
ЛиАЗ 677 - первая собственная разработка Ликинского атвобусного завода
ПАЗ 4234 - экономичный автобус для городских и пригородных перевозок
НефАЗ 5299 - популярная модель городского автобуса от Нефтекамского Автобусного Завода
МАЗ 206 - представитель второго поколения минских автобусов
Полноприводной пригородный автобус ПАЗ 3206


Выставки и конференции по рынку машиностроения, техники и оборудования