Автобус ПАЗ 3237 выпускается Павловским заводом с 2002 года. Он относится к низкопольным автобусам малой вместительности и предназначен для обслуживания маршрутов с малым пассажиропотоком. Внутренняя отделка, а также ходовая часть, узлы и агрегаты машины полностью соответствуют всем современным требованиям и нормам.
Технические характеристики ПАЗ 3237 выглядят весьма привлекательно для потенциальных покупателей. Автобус оснащается четырехцилиндровым рядным дизельным двигателем Cummins B3.9-140 CIV-1 с максимальной рабочей мощностью 140 лошадиных сил при значении частоты вращения 2500 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент достигается при частоте вращения 1500 оборотов в минуту и составляет 502 Н*м. Двигатель соответствует международным нормам экологических стандартов EURO-2. Рабочий объем силового агрегата - 3,9 литров. Мотор оснащен турбонаддувом с предварительным охлаждением поступающего воздушного потока. Расход топлива у ПАЗ 3237 в смешанном цикле при полной загрузке составляет 18 литров на 100 километров.
Объем заправочного бака равен 140 литрам. Максимальная скорость движения автобуса - 80 км/ч. трансмиссия комплектуется одним из двух видов коробок переключения передач: пятиступенчатой механикой от фирмы Praga или пятиступенчатым автоматом производства Allison. Для управления используются рулевые механизмы венгерского производства с гидравлическим усилителем. Тормозная система - барабанного типа от немецкой фирмы Knorr-Bremse. Оснащается пневматическими приводами и имеет два независимых контура. Тормоза действуют на все колеса автобуса. В базовую комплектацию также входит система ABS, которая помогает водителю справляться с внештатными ситуациями на дороге.
Габаритные размеры ПАЗ 3237 имеют следующие значения: длина - 7,885 метров, ширина - 2,505 метров, высота - 2,82 метра, колесная база - 3,65 метра, минимальный радиус разворота - 8,5 метров, высота пола над дорожным покрытием - 360 миллиметров, высота потолка в салоне - 1,98 метров. Снаряженная масса автобуса равняется 6 тоннам, а полная - 9,82 тоннам. Распределение нагрузки по осям происходит по схеме: на переднюю ось - 3,02 тонны, на заднюю - 6,8 тонн. Колесная формула автобуса - 4х2. Размерность используемых шин - 235/75R17,5.
Автобус ПАЗ 3237 имеет цельнометаллический несущий кузов вагонного типа. Перед отгрузкой машин в продажу, каждый кузов проходит антикоррозийную закалку, так что его ресурс в среднем составляет не менее 8 лет. Салон рассчитан на перевозку 55 пассажиров, 16 из которых получат сидячие места (плюс семнадцатое место для водителя). Посадка в салон осуществляется через две боковых двери, которые закрываются и открываются при помощи автоматического механизма, управление которым осуществляется с водительского места. Боковые двери для пассажиров имеют ширину 1,24 метра, а водительская дверь - 0,76 метра.
Вентиляция осуществляется естественным путем при помощи открывающихся боковых окон и люков. Система отопления салона - воздушная с принудительной циркуляцией горячего воздуха. Воздух прогревается при помощи системы охлаждения двигателя и автономного отопителя Webasto DBW мощностью 300,3 киловатт. В салоне установлены полумягкие сидения для пассажиров. Водительское сидение - более комфортабельное и имеет регулировку по удаленности от приборной панели и по углу наклона спинки. Поручни и другие внутренние элементы имеют травмобезопасное строение, которое соответствует международным стандартам.
На сегодняшний день на платформе базовой модели завод-изготовитель выпускает несколько модификаций, которые отличаются в основном использованием разных силовых агрегатов.
ПАЗ 3237-01 комплектуется двигателем Cummins ISBe 150 и автоматической коробкой переключения передач. Силовой агрегат развивает мощность до 150 лошадиных сил, а значение крутящего момента достигает отметки 550 Н*м при частоте вращения 1500 оборотов в минуту. Двигатель соответствует требованиям экологических стандартов EURO-3. Рабочий объем составляет 3,9 литров.
ПАЗ 3237-03 оснащается мотором Cummins 4ISBe 185B и автоматической либо механической коробкой переключения передач. Двигатель имеет максимальную полезную мощность 183 лошадиных сил при частоте вращения коленчатого вала 2500 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент равен 636 Н*м при частоте вращения 1200-1700 оборотов в минуту. Рабочий объем силового агрегата - 4,5 литра. Экологический стандарт - EURO-3.
На ПАЗ 3237-05 устанавливают двигатель Cummins ISF 3.8e4168 рабочей мощностью 170 лошадиных сил при значении частоты вращения 2600 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент - 592 Н*м при частоте вращения 1300-1700 оборотов в минуту. Рабочий объем двигателя - 3,76 литров. Соответствует нормам экологической безопасности EURO-4. Коробка переключения передач - шестиступенчатая автоматическая Allison-S2100.
ПАЗ 3237-09 получил двигатель Cummins ISBe 160В и автоматическую коробку переключения передач. Силовой агрегат имеет мощность 160 лошадиных сил, которая достигается при частоте вращения 2500 оборотов в минуту. Максимальное значение крутящего момента составляет 600 Н*м при частоте вращения 1300-1700 оборотов в минуту. Рабочий объем двигателя - 4,462 литра. Соответствует классу экологического стандарта EURO-4. Также на этой модели использованы прямоугольные фары головной оптики, в то время как все остальные автобусы имеют круглые передние световые приборы.
Отзывы о ПАЗ 3237, в основном, положительные. Его хвалят за экономичный двигатель, высокую маневренность на дороге и хороший запас прочности всех узлов и агрегатов. Водители отмечают отзывчивое управление и плавность хода, а также удобное обслуживание. У пассажиров не вызывает нареканий компоновка и отделка салона. Единственное замечание касается неудачно продуманной вентиляции салона, из-за чего в жаркую погоду внутри автобуса очень душно. За эту особенность транспортное средство получило в народе прозвище «духовка».
Цена автобуса ПАЗ 3237 на апрель 2014 года составляет около 3 миллионов рублей.