Автору этой статьи – 33 года. ЛиАЗы помню с 4-х летнего возраста и это неудивительно: желтый огромный автобус цепко засел в детских воспоминаниях, как один из первых огромных объектов: такой красивый, такой большой и такой желтый!
Ликинские автобусы, как новые, так и старые, да, те самые - желтые, до сих пор мелькают в городах! О чем это говорит? Да просто о надежности этих машин.
Сегодня массово меняется автопарк городов, и ЛиАЗ занимает не последнее место в данном процессе: в тендере на закупку автобусов в Москве, прошедшем в начале 2014 г., предприятию достался заказ на 1600 единиц техники, из которых половина будет – длинномеры ЛиАЗ-6212. Поверьте – это показатель доверия и к предприятию, и к его продукции, которое по праву считается основным поставщиком автобусов для Москвы и Санкт-Петербурга.
Кстати, первый в СССР экспериментальный автобус с «гармошкой», тоже создали в Ликине еще в 1962 г., но в серию он не пошел. К данной компоновке завод вернулся только 30 лет спустя.
ЛиАЗ-6212 — городской автобус повышенной вместимости с высоким полом. Выпускается на Ликинском автобусном заводе с 2002 года. Предназначен для больших городов с интенсивным пассажиропотоком. На сегодняшний день выпущено почти 2 тыс. экземпляров этих машин, которые осуществляют перевозки пассажиров в России, Украине, Румынии, Сербии и даже на Кубе.
Автобус был создан на базе ЛиАЗ-5256, первые образцы которого модель СВАРЗ-6240 и ЯАЗ-6211 были собраны еще в далеких 1993 г. и 1996 г. соответственно. Двигатели в этих машинах были расположены горизонтально под полом салона. Модель с задним расположением мотора ЛиАЗ-6220 в серию не пошла. Сегодня выпускается две модификации ЛиАЗ-6212, которые отличаются мотором: одна дизельная версия, вторая может работать на газе.
Машины комплектуются двигателями Caterpillar-3126 (дизельный), Cummins-CG-250 (газовый).
Дизельная установка на 7,2 л созданная в Caterpillar Inc является лучшей из современных аналогов, экологическая ниша - евро-3. Это оптимальное получение мощности даже в самых напряженных режимах работы. Мотор выдает 287-313л.с. при 2800 об/мин. 6-ти цилиндровый рядный агрегат с турбонаддувом снабжен электронными системами контроля предельной мощности и электронным блоком управления топливной системой. Расход топлива (по паспорту) составляет 25,0 л/100 км.
Автобусы с газовой установкой Cummins-CG-250, специально предназначены для мегаполисов с высокой степенью загазованности. Экологические показатели Cummins-CG-250 соответствует по выхлопу евро-3. 6-ти цилиндровый агрегат с максимальным крутящим моментом 2400 об/мин выдает 250 л.с. Расход топлива - 23.9 л/100 км.
Обе установки ограничены на максимальную скорость 90км/ч.
Рулевое управление с гидроусилителем взято от МАЗ-64229: вариант проверенный, отработанный техниками и достаточно изученный, поэтому легкий в ремонте, и запчасти на него всегда в наличии.
На ЛиАЗ-6212 установлена трансмиссия Voith Diva 863/863.3E. Детальной информации, именно по этой модели, найти не удалось, только очень общие технические характеристики. И они весьма интересны: производитель – мировой концерн Voith утверждает, что АКПП созданы непосредственно для автобусов на основе гидромеханической передачи. Переключение осуществляется в зависимости от топографии местности и ускорения автобуса, что сильно влияет на экономию топлива. Агрегат осуществляет переключение по 4 программам. Коробка снабжена массой электроники, которая отслеживает работу трансмиссии и ведет архив данных для ремонта и обслуживания КПП. Агрегат оснащен инновационной охлаждающей системой, способной противостоять высоким температурным режимам при сильных нагрузках. Интервал замены масла - до 180 000 км.
Тормоза пневматические, двухконтурные, укомплектованы системой ABS. Стояночная тормозная система реализована в составе тормозных механизмов среднего и заднего мостов с приводом от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. Резервным тормозом является один из контуров основной системы.
Габариты машины: длина/ширина/высота: 17640/2500/3007 мм, полная масса 27,5 т. Колёсная формула 6×2. Распределение нагрузки на переднею ось - 6720, средний мост – 10400 и задний мост - 10380 кгс. Мосты Rava производятся в Венгрии, ими комплектуются также известные в нашей стране автобусы Икарус, ПАЗ, НефАЗ и многие другие марки.
Подвеска автобуса на все три оси реализована в одном стиле: зависимая, пневматическая, с регуляторами высоты кузова. На переднюю ось – по два гидравлических амортизатора, на среднюю и заднюю оси – по четыре.
Общее число мест 178. Число мест для сидения 33. Других автобусов, еще большей вместимости, отечественный рынок не предлагает: ЛиАЗ-5256 лидер по этому показателю.
Кузов вагонного типа с узлом сочленения HUBNER HF-485, для автобусов с толкающей секцией. Основание, борта, крыша, передняя и задняя части сварены между собой из продольно-поперечно расположенных труб. Ботовая облицовка выполнена из оцинкованного стального 1 мм листа, крыша – из простой стали толщиной 1 мм. Передняя и задняя маски, бамперы произведены из стеклопластика. Ресурс кузова производитель декларирует 12лет. Покраска деталей облицовки производится в катафорезной камере, что увеличивает прочность лакокрасочного покрытия.
Система отопления жидкостная, мощность 30 кВт, работает от системы охлаждения двигателя, плюс установлены независимые обогреватели на 8 кВт каждый в салоне. Для обогрева места водителя используется 2 отдельных отопительных агрегата мощностью 21 и 8 кВт непосредственно в кабине. За счет большего из них организован обдув ветровых стёкол. В ЛиАЗах, работающих на газе, также предусмотрена система предпускового подогрева двигателя.
Вентиляция салона естественная, осуществляется через 5 вентиляционных люков и форточки в окнах. Если на при крыше расположены газовые баллоны – то остается только 4 потолочных люка для вентиляции.
Все 4 двери отрываются вовнутрь и снабжены системами противозащемления. Ширина проемов - 1282 мм. Привода дверей – пневматические, установлены непосредственно над дверными проемами. Двери автобуса выполнены из алюминиевых профилей с антивандальными стеклами. Предусмотрено аварийное отрывание дверей кнопками изнутри салона и с внешней стороны кузова.
Высота салона - 2078 мм. Пол из бакелизированной фанеры, толщина 12 мм; покрытие пола – высокопрочный линолеум Grabiol STOP JSC толщиной 2,5 мм. Покрытие стен и потолка выполнено из слоистого пластика толщиной 3 мм. Материал отличается повышенной износостойкостью. Пассажирские сиденья изготавливаются по антивандальной технологии: пластиковые на металлическом каркасе, облицованы износостойкими тканями, без подголовников.
Комфорту водителя и удобству управления уделено много внимания. Во-первых, кабина отгорожена: облицована стальным листом на трубчатом каркасе. Доступ салон – через дверь в перегородке. Сиденье водителя повышенной комфортности, типа «Пилот», имеет все необходимые регулировки во всех направлениях
Все приборы расположены в зоне обзора. На рулевой колонке установлены переключатели указателей поворота, стеклоомывателя, стеклоочистителей и дальнего света. Щиток приборов выполнен из пластика, с соблюдением норм пассивной безопасности. «Ручник» расположен слева от водителя.
Наружные зеркала с подогревом, включаемым из кабины, регулировка осталась руной. Два зеркала в салоне дают полный обзор средней и задней площадок. Связь пассажиров с реальностью обеспечивают пять динамиков в салоне.
Основной источник тока - генератор переменного тока с регулятором напряжения, 140 А, 24 В. В автобусе установлено две аккумуляторные батареи на 12 В, ёмкостью 190 Ач. Аккумуляторы расположены на выдвижном каркасе, что удобно для обслуживания.
В электросхему машины включены: два распредщитка (впереди по левому борту и в моторном отсеке, там же выключатель массы и внешняя розетка), все осветительные приборы, в качестве предохранителей используются плавкие вставки.
Цена нового ЛиАЗ-6212 на заводе изготовителе или у дилеров составляет 10-11 млн. рублей, в зависимости от комплектации. Гарантийный срок - 18 месяцев или 150 тыс.км. Новые автобусы можно приобрести по лизинговой схеме, либо в кредит, которые предлагают дилерские центры. Подержанная машина, 2-3 лет отроду, стоит порядка 6,6–7 млн. руб.
ЛиАЗ-6212 хорошая машина, по отзывам многих водителей: надежная, крепкая и достаточно комфортабельная. На этих автобусах мне пришлось кататься по разным городам РФ. Машина действительно антивандальная. Расширенные посадочные площадки – большой плюс в часы пик. Города, снабженные такими машинами на качество, как перевозок, так и самих автобусов, не жалуются. Технология ремонта и эксплуатации отработана до автоматизма. Узлы и запчасти – всегда в пределах досягаемости.
Что бы хотелось, так это кондиционеры в салон, как на новеньких, правда, коротких экземплярах, которые катались в Сочи!