В конце 1970 года в Башкирии был создан завод по производству автосамосвалов и лебедок. За полувековую историю продукция Нефтекамского завода завоевала популярность, и в настоящее время НефАЗ является ведущим предприятием по выпуску различных надстроек на разные шасси КамАЗ. На заводе выпускаются самосвальные надстройки, автоцистерны, вахтовые автобусы, сельхозтехника.
НефАЗ 4208 – специальный автобус, послуживший базой при выпуске более 20 различных модификаций надстроек, подобных ему. Надстройка устанавливается на шасси КамАЗ 43101-43114. Благодаря колесной формуле 6х6 и дизельному двигателю КамАЗ 740.10-20 (машины оснащаются и более современными и мощными версиями движков), автобус отличается высокой проходимостью. Длина базы 3340 мм (для надстроек с увеличенным количеством пассажирских мест в кузове база увеличивается на 1320 мм). Мощность двигателя в 220-260 л/с позволяет машине развивать скорость до 85 км/ч. Помимо этого автомобиль оснащается лебедкой.
Машина комплектуется пятиступенчатой трехходовой механической коробкой передач. Крутящий момент распределяется раздаточной коробкой между постоянно работающими передними и задними колесами автомобиля с помощью межосевого дифференциала планетарного типа и двухстороннего редуктора. Дифференциал оснащен пневматической блокировкой.
Рессоры автомобиля полуэллиптические: у передней рессоры задние концы скользящие с надежными амортизаторами, у задней балансирной такие же концы, есть реактивные штанги. Оси автомашины выдерживают нагрузку: передняя – 4640кг и задняя – 7860 кг соответственно, колеса машины автоматически подкачиваются.
Сложная система тормозных механизмов обеспечивает безопасность передвижения автобуса НефАЗ 4208 в различных условиях. Все модели комплектуются моторным замедлителем с пневматическим приводом. Замедлитель играет роль вспомогательного тормоза в критических дорожных ситуациях.
Автомашина оснащается двумя топливными баками объемом по 210 литров, что повышает возможности его эксплуатации по дорогам, вдоль которых нет развитой инфраструктуры. Полная масса НефАЗ 4208 13610 кг.
Автомашина создана для перевозки вахтовиков, охотников и рыболовов, доставки спасательных команд к местам аварийных и восстановительных работ, поэтому надстройка, например, такая, как НефАЗ-4208-03 рассчитывалась на перевозку 20-22 человек. Более современные версии автобуса дают возможность перевозить до 29 человек, комплектация салона надстройки производится по желанию заказчика.
В салоне кузова НефАЗ 4208 установлены мягкие неразборные двойные сидения, оборудованные ремнями безопасности. Сиденья не регулируются по высоте и наклону. По правой стороне кузова одна дверь. На модификациях с большей вместимостью салона устанавливается вторая дверь, за счет увеличения заднего свеса кузова. Габариты автомобиля: длина 7565 мм, высота – 3280 мм, ширина – 2500 мм.
Автобус НефАЗ 4208 используется для работы в условиях крайнего Севера, поэтому салон кузова закрытого типа имеет хорошую термоизоляцию и двойное остекление закаленным стеклом. Для связи между водительской кабиной и надстройкой есть специальное переговорное устройство.
Надстройки выпускаются с двумя видами системы отопления. Основная работает от жидкостного подогревателя, а запасная (аварийная) подключена к жидкостной системе охлаждения двигателя и основной системе отопления. В салоне вахтового автобуса НефАЗ 4208 для комфортной перевозки рабочих в летнее время предусмотрена двойная система вентиляции.
Забор воздуха происходит через отодвигающиеся форточки в окнах автобуса и люк в крыше, а также с помощью принудительной системы вентиляции, для которой воздухозаборники с турбовентиляторами устанавливаются сверху на кузове.
Цена автобуса НефАЗ 4208 на вторичном рынке в зависимости от состояния варьируется от 900 до 2000 тысяч рублей. Новые автомобили стоят от 2600 до 3500 тысяч.
На шасси с такими же техническими характеристиками, как у автобуса НефАЗ 4208 устанавливается надстройка АСО-20. Этот автомобиль предназначен для доставки к месту пожара в сложные, труднодоступные места пожарных расчетов, а также специального оборудования связи и освещения. Автомашина оснащена дымососами, насосом «Гном» для откачивания воды. Переговоры между салоном и кабиной автомобиля осуществляются по переговорному устройству, для связи с целью координации действий расчета имеется радиостанция.
Осветительная мачта, которой комплектуется автомобиль, выдвигается на 8 метров от земли с помощью ручной лебедки. Управление двумя прожекторами на мачте проводится при помощи дистанционного электрического привода. Для работы прожекторов и различного электрического оснащения АСО-20 НефАЗ 4208 комплектуется электрогенератором мощностью 20 кВт. Он вырабатывает напряжение 400-230 В.
На машину устанавливается грузоподъемный кран. Двигатель в 240 л/с дает возможность машине развивать по ровной дороге скорость до 80 км/ч. К месту пожара НефАЗ 4208 доставляет трех человек в кабине и восемь в кузове салона. Под кузовом располагаются выдвижные поддоны для размещения спасательного оборудования и различного рабочего инструмента для разбора завалов, а также для перевозки защитного снаряжения пожарного расчета. В случае сильного задымления на месте пожара, в салоне кузова для пожарных имеются дыхательные аппараты.