Венгерский странник и скиталец - Икарус 256

От автора


Новенькие Икарусы 256 – неутомимые странники, а старые – скитальцы. Скитальцев все больше, а условно новых машин все меньше. Последний раз на такой шикарной «карете» я катался 4 года назад (история завода в Пеште, кстати, начиналась с каретной мастерской). Автобус был древний, в крайне неухоженном состоянии: с подгнившей облицовкой, раздолбнными стеклами, сидения продавлены, неимоверно дымил и тряс меня по родным трассам межобластного значения все 14 часов пути. Но довез! И не удивительно – ресурс двигателей у этих машин порядка 1 млн. км до первой «капиталки».

 

Но были у «венгров» и лучшие времена. Когда они новенькие стремительно мчались по дорогам советских республик, а в комфортных сидениях с двумя(!) типами регулировки мягко путешествовали наши мамы, папы и дедушки с бабушками. Ребенком я этот период тоже застал. Всегда удивляло: как может быть резина на окнах такой черной и гладкой, а не растрескавшейся? Как может сама выдвигаться вперед дверь на мощных трубах? Как вообще может быть таким красивым автобус? Оказывается – может!

 

Историко-техническая справка

 

Ikarus 256 выпускался с 1977 по 1998 гг. Этот дальнемагистральный автобус вагонной компоновки мог перевозить 45 пассажиров. Всего существовало 5 модификаций модели, которые различались по дополнительному индексу в паспорте (Ikarus 256.50, -.51, -.54, -.74, -.75) и незначительных отличиях во внешнем виде.


Особых конструкционных изменений в автобус не вносилось все годы его производства. Первоначально машина имела две двери с «ручным» приводом и двигатель на 192 л.с. В 1980 г. автобус модернизировали: передняя дверь стала автоматической, а двигателю добавили «лошадей».

 

Фото Икарус 256

 

С 1984 г. началась самая массовая поставка машин в СССР. И обновленный к этому событию Икарус получил турбодизель мощностью 250 л.с. Заднюю дверь тоже сделали автоматической, а в передней добавили окошко внизу. Со стандартным узнаваемым окрасом (красный с белым низом) машина поставлялась до распада СССР в больших количествах. Общие поставки Икарусов разных наименований в тот период составляли 10-12 тыс. в год.


Габаритная характеристика. Полная массы машины составляет 15593 кг. Геометрия: длина/ширина/высота по крыше - 10990/2500/3150 мм. Колесная база - 5330 мм, клиренс – 330 мм.


Модель была «двойняшкой» 250-го Икаруса и в конструкции отличалась только длиной кузова – 256-й была короче на метр. Все технические характеристики были идентичны. Постепенно добавились и внешние отличия: дверь с пневмоприводом вместо навесной конструкции с механической ручкой, более выразительные и мощные фары. Прикрытые голубоватыми прозрачными подъемными козырьками, они придавали автобусу просто ультрасовременный вид! А главное – насколько он был комфортней: мягкие широкие кресла, индивидуальное освещение и «проветривание». Сидения регулировались не только по наклону спинки, но и по ширине, выезжая в проход. Также был увеличен багажный отсек.

 

К полету готов!

 


На 256-й Икарус устанавливался 6-ти цилиндровый ТД-двигатель RABA D10 различных модификаций на 250 л.с., объемом 10350 см3. Расположен агрегат в заднем свесе. КПП - CSA S6 90U (5 вперед, 1 назад). Максимальная скорость, которую развивал автобус, составляла 106-120 км/час (в зависимости от версии). Вместимость топливного бака составляла 300 л., которого хватало на добрых 900-1000 км. Машина любила поесть: расход топлива составлял до 33 л/100 км.


Глушитель, на который многие жаловались, действительно был рычащим: на подъемах и малых оборотах машину тихой назвать сложно. Зато было слышно, как ровно и четко работает двигатель: музыка мотора и её ритмический рисунок были идеальными!

 

Икарус 256 на маршруте

 

Икарусы для СССР (90% рынка сбыта венгерского производителя) выпускали с колесами, которые использовали на ЗИЛах,  HYPERLINK. Размер колес – 280R, шины типа 11.00 R20. Подвеска Икарус 256 - зависимая. «Передок», на двух пневматических баллонах, включает в себя по две продольные реактивные поперечины и столько же амортизаторов. Задняя - на 4 пневмобаллонах с 2 продольными и 2 А-образными реактивными штангами, довершенное амортизаторами в количестве 4 шт. Тормозная система – пневмоприводная 2-х контурная, с барабанными колодками. Стояночный тормоз, он же запасной, выведен на барабаны задних колес.


Электросхема Икарус 256: напряжение - 24 В, 2 свинцово-кислотные батареи на 182 Ач, управление производится выключателем массы, расположенным у переднего бампера, Генератор AVF VG 901, 75 А и 28 В. Стартер AVF IM 522, 5,4 кВт – 4-полюсный двигатель, с подвижным якорем, дополнительной обмоткой возбуждения и дисковым сцеплением якоря. Все предохранители электросистемы собраны в блок, размещенный в кабине водителя.

 

Ремонт и цены

 

Запчасти на Икарус найти не проблема. Правда большинство из них б/у, как в хорошем, так и в откровенно негодном состоянии. Соответственно, можно купить их по разным ценам. Новые запчасти, аналоги, тоже не редкость. На руинах некогда большого завода в Венгрии сейчас работает предприятие, восстанавливающие старые машины: технику капитально перебирают, ставят новые коробки ZF, двигатели, ремонтируют и усиливают кузов. Автобусам придают современный вид за счет новой маски передка: с новой светотехникой, в стиле последних веяний в дизайне.

 

 

 

Стоимость автобуса «на ходу» 350-400 тыс. руб. Вы получите Икарус конца 80-х начала 90-х годов с пробегом 70-150 тыс. км. Довольно приличные машины можно найти и дешевле ($4-6 тыс.), только с пробегом 100-300 тыс. км. и выпущенные в 1980-1985 гг. Вероятно это автобусы с капитальным ремонтом двигателя.

 

Как говорят в Венгрии: «ту би континью»

 

В период 1953-2003 гг. (50 лет!) в Советский Союз, а потом и в РФ, венгры поставили 150 тыс. автобусов. После распада СССР Икарушу (именно так называют его на родине) пришлось туго: завод несколько раз менял собственников, разделялся, объемы производства упали. В 2003 г. основное производство в Секешфехерваре было закрыто. Мелкосерийная сборка велась на различных предприятиях как в Венгрии, так и в России до 2006 г. В 2007 г прекратили работу и другие подразделения бывшего Икаруса.

 

Но само предприятие не перестало существовать. В январе 2010 завод восстанавливает свою деятельность, живя капремонтом старых машин и выпуском традиционной продукции. Уже в марте 2013 г. был представлен новый Ikarus Tr187.2, созданный в кооперации со Skoda.

 

А в конце прошлого 2013 г., мелькнула информация, что готов новый модельный ряд, который намерены поставить на конвейер в 2014 г. Презентация намечалась на эту весну в Будапеште.

 

Фото автобуса

 

 

Междугородний автобус Икарус 256

 

 

Кабина автобуса Икарус 256

 

 

Салон автобуса Икарус 256

 

 

Туристический автобус Икарус 256

 

Ссылка на promplace.ru обязательна
Похожие статьи
Комфортабельный автобус МАЗ 105 сочлененного типа
Ликинский хед-лайнер ЛиАЗ 5256
МАЗ 206 - представитель второго поколения минских автобусов
КаВЗ 3270 - очередная модернизация Курганского автобусного завода
Обзор популярного советского автобуса ПАЗ 672
Перевозчик просит недорого - ГАЗ 2217 Соболь Баргузин


Выставки и конференции по рынку машиностроения, техники и оборудования