ЛАЗ 4202 выпускался Львовским заводом с 1978 по 1993 год. Это городской автобус средней вместимости, который был ориентирован на работу в густонаселенных городах. Изначально проект задумывался как дешевое в производстве общественное транспортное средство. Поэтому компоновка производилась с максимальным использованием деталей, уже освоенных советским автопромом на других автобусах и грузовиках. В дальнейшем такой подход не совсем оправдался, так как автобус имел небольшой ресурс и часто выходил из строя. Поэтому конструкторам приходилось постоянно модернизировать свое детище.
Несмотря на некоторые проблемы в техническом плане, в целом автобус ЛАЗ 4202 можно считать удачной моделью. На ней впервые были опробованы многие решения, которые в будущем стали эталонными. Он стал первым львовским автобусом, получившим дизельный двигатель. Это был восьмицилиндровый силовой агрегат КамАЗ-7401-05 с максимальной полезной мощностью 180 лошадиных сил при частоте вращения коленчатого вала 2600 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент равнялся 539 Н*м при частоте вращения 1400-1700 оборотов в минуту. Рабочий объем составлял 10,85 литров. Цилиндры располагались V-образным способом. Двигатель потреблял 19 литров дизельного топлива на 100 километров пути и позволял разогнать автобус до 75 км/ч. Емкость топливного бака - 250 литров.
В паре с двигателем работала гидромеханическая автоматическая пятиступенчатая коробка переключения передач «Львов-3» с гидравлическим замедлителем и принудительной блокировкой гидравлического трансформатора. Уже первые месяцы эксплуатации показали несовместимость мотора с кпп. Несмотря на все усилия обслуживающего персонала, автобус требовал ремонта каждые 2-3 недели, так как режим работы двигателя не сочетался с переключением передач, ввиду чего отдельные детали часто выходили из строя. Эти недочеты будут устранены в модернизированной модели. Автобус оснащался тормозной системой барабанного типа с пневматическим усилителем, которая действовала на все колеса. Рулевое управление комплектовалось гидравлическим усилителем, который помогал совершать маневры без лишних затрат энергии.
На транспортном средстве использовались дисковые колеса и камерные шины размерностью 10,00 R-20. Также впервые львовские конструкторы решили расположить заднюю дверь не в свесе, а в базе автобуса. Это позволило увеличить пространство задней площадки и снизить посадочную высоту на 13 сантиметров по сравнению с моделями предыдущей серии. ЛАЗ 4202 вмещал 95 пассажиров, 25 из которых имели сидячее место. Также центральная площадка имело специальное пространство для пассажиров с детской коляской или для человека с проблемами опорно-двигательного аппарата, вынужденного перемещаться на инвалидной коляске. Вентиляция салона осуществлялась естественным путем при помощи открывающихся боковых окон. Обогрев салона производился силами системы охлаждения двигателя и мощного автономного отопителя с принудительной циркуляцией горячего воздуха.
Автобус ЛАЗ 4202 был хорош с точки зрения пассажиров, но никуда не годился по своей надежности. Кроме указанных проблем с двигателем и кпп, стоит отметить слабую электропроводку, которая имело свойство часто перегорать. Также конструкторы, перенеся заднюю дверь в базу, не учли, что задняя площадка будет постоянно загружены и необходимо укрепить несущий кузов. А без дополнительного укрепления кузов автобуса служил не более 3 лет, что является недопустимо малым показателем по сравнению с конкурентными моделями от других производителей. Ввиду выявленных проблем в 1984 году было принято решение переориентировать ЛАЗ 4202 на пригородные перевозки.
Обновленная модель получила индекс ЛАЗ 42021. Сложная автоматическая коробка передач уступила место простой и надежной пятиступенчатой механике. Это позволило сразу избавиться от ряда проблем с постоянными поломками различных узлов. Также конструкторы решили проблему ненадежности кузова, добавив в него дополнительных элементов жесткости. Это позволило увеличить ресурс в несколько раз - до 10-12 лет, что уже вполне удовлетворяло требованиям заказчика. Была полностью переработана система электропитания. Автобус получил новые задние фонари, а в проводки стали использовать более надежные провода.
Количество сидячих мест было увеличено до 35 единиц, ввиду чего общая вместительность салона составила 80 пассажиров. Модифицированные ЛАЗы осуществляли перевозку пассажиров между областными центрами и пригородами. В наши дни автобусы продолжают трудиться на маршрутах в небольших городах Украины, которые ввиду дефицита бюджетных средств до сих пор не могут обновить свой автопарк. Многие модели «отмотали» уже более миллиона километров пробега, что говорит об удачной работе над ошибками, проведенной львовскими конструкторами. Некоторые модели служат в качестве служебного транспорта, например, для перевозки бригад горняков между шахтным двором и стволами.
Габариты ЛАЗ 4202: длина - 9,7 метров, ширина - 2,5 метра, высота - 3,008 метров, колесная база - 4,37 метра, передняя колея - 2,1 метр, задняя колея - 1,88 метров, минимальный радиус разворота - 8 метров. Снаряженная масса равняется 8,6 тоннам, а полная - 13,4 тоннам. Распределение нагрузки по осям: на переднюю - 4,1 тонн, на заднюю - 9,3 тонн.
КамАЗовские двигатели легко подвергались ремонту и обслуживанию. К тому же, унификация с силовыми агрегатами серийных грузовиков позволяла оперативно приобретать необходимые детали. Что касается ремонта гидромеханической кпп, то здесь все обстояло далеко не так гладко. На тот момент коробки автомат не имели столь широко распространения, поэтому их починка являлась сложным и трудоемким делом. Да и запчасти зачастую приходилось ждать долгое время, так как коробки передач «Львов-3» выпускались ограниченными партиями. Зато послед модернизации ЛАЗ 4202 все проблемы разрешились сами собой. Автобус стал более надежным, поэтому о частых ремонтах можно было забыть, да и использование механической кпп, строение которой было хорошо известно механикам, позволило в несколько раз ускорить проведение ремонтных работ.
Купить рабочий автобус ЛАЗ 4202 на сегодняшний момент весьма затруднительно, так как было выпущено по разным оценкам всего около 9000 машин и многие из них не сохранились до наших дней. На вторичном рынке в основном продают модели, которые требуют дополнительных вложений для приведения их в рабочее состояние.