Семейство ЗиЛ-4331 — грузовые автомобили, производимые на заводе имени Лихачева до 2003 года. И хотя первый автомобиль, который сошел с конвейера в 1986 году, был оснащен бензиновым мотором, ЗИЛ 4331 самосвал является родоначальником первой дизельной линейки грузовиков в отечественном автотранспортном производстве.
70-е годы прошлого века конструкторам ЗИЛ была поставлена задача о создании двух новых грузовиков с различной грузоподъемностью, оснастить их дизельными моторами. Первично, проектные работы ЗИЛ 4331 самосвал дизель велись на базе бюро завода им. Лихачева, а по мере завершения проектных работ трехосного агрегата тоннажем 10 т под грифом ЗиЛ-169, техническая документация была переправлена в Набережные челны, разработчикам КАМАЗ. На тот момент в планах была установка дизельного двигателя ЗИЛ-645 мощностью 185 лошадиных сил и механической коробкой с 9-ю передачами. Кабина имела прямоугольные очертания, а капот, радиаторная решетка и крылья были совмещены в одной панели, которая благодаря шарнирам легко открывалась вперед.
В начале 80-х годов в соответствии с нормами отрасли проект получил индекс ЗиЛ-4331, а также обновленный дизайн: облицовке радиатора придали объем и выполнили из легкого пластика ABS, бампер расширили, придав ему оригинальную форму, лицевая часть грузовика была значительно облегчена. Кабина водителя была оснащена подрессоренным сидением с возможностью регулировки в трех направлениях и весьма комфортна для своего времени. Грузовая платформа выполнена из цельного металла. Технические характеристики ЗИЛ 4331 самосвал впечатляли: при грузоподъемности в 6 тонн, автомобиль развивал скорость до 100 километров в час и расходовал от 18 до 23 литров топлива на 100 километров без прицепа (до 31 литров — с прицепом). Именно таким первый ЗиЛ-4331 был запущен в серийное производство.
Спустя год после запуска проекта, была выпущена первая модификация ЗиЛ-4331— модель со сдвоенной кабиной и шасси для специального транспорта. В 1989 году для гонок грузовиков по кольцу был представлен экспериментальный вариант, который лишь внешне напоминал прародителя: мотор заменен на Caterpillar, отечественный задний мост на Raba, были установлены колеса меньшего диаметра с хромированными дисками. В тот же период налажен выпуск грузовика ЗИЛ 45085 самосвал, внешний вид и характеристики которого не претерпели больших изменений впоследствии: тоннаж — 5,8 тонн, колесная база 4 на 2 (разгрузка назад), дистанционное включение коробки отбора мощности и насосного приспособления, ручное включение гидрораспределительного устройства.
Наиболее яркая модель линейки — тягач со спальным отсеком — выпущена в начале 90-х годов году прошлого века. Грузовой автомобиль оснащен драгфойлером, размещенным на крыше, обтекателями по бокам кузова и «юбкой» бампера. Цена нового ЗИЛа самосвала, оснащенного мотором ЗиЛ-6454 с объемом до 9.55 литров и мощностью в 200 лошадиных сил, достойно конкурировала с зарубежными аналогами.
Последующие модификации касались в основном переустройства кабин и перевода их на шасси нового поколения. Последняя версия получила маркер ЗиЛ-4331А и имела капот «аллигаторного» типа, который облегчил его открытие-закрытие в период морозов или при небольших повреждениях рамного корпуса. Изменения коснулись мест расположения компрессора, воздухозаборника, генераторного устройства, что позволило опустить переднюю кромку почти на 20 сантиметров.