Тяжелые самосвалы Tatra 148 выпускались Чехословацкой Социалистической Республике с 1972 по 1982 год. Грузовики обладали большой по тем временам грузоподъемностью и высокой проходимостью. Автомобиль выпускался для внутреннего рынка, а также для экспорта в дружественные социалистические державы, в том числе и СССР.
Технические характеристики Татра 148 для своего времени находились на очень высоком уровне. Автомобиль оснащался дизельным восьмицилиндровым V-образным двигателем T 2-928-1 мощностью 203 лошадиных силы при частоте вращения 2000 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент достигал отметки 810 Н*м и достигался при частоте вращения 1200 оборотов в минуту. Рабочий объем силового агрегата составлял 12667 кубических сантиметров.
Двигатель имел воздушное охлаждение. На грузовик устанавливали пятиступенчатую механическую коробку переключения передач с синхронизаторами на второй-пятой передачах. КПП оснащалась электрическим пневмопереключателем, что обеспечивало удобство работы и высокую долговечность. Сцепление - двухдисковое, сухое с гидравлическим приводом. Тормозная система - пневматическая, барабанного типа с действием на все колеса. Емкость топливного бака составляла 500 литров. Средний расход для смешанного цикла равнялся 30 литрам на 100 километров. Максимальная скорость движения - 80 км/ч.
Двигатель Татра 148 отличался высокой надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. При своевременном сервисном обслуживании он годами исправно выполнял свои функции, не требую ремонта. Если все же случалась поломка, ее устранение не требовало значительных затрат сил, времени и средств. Силовой агрегат имел простое устройство, в котором опытный механик мог быстро разобраться и выяснить причину неисправности. Достать запчасти также не составляло труда, так как многие детали от советских грузовиков можно было применить для ремонта данной модели.
Габаритные данные Татра 148: длина - 7,295 метров, ширина - 2,5 метра, высота - 2,61 метра, клиренс - 250 миллиметров. Снаряженная масса достигала 10,8 тонн, а полная - 27 тонн. Грузоподъемность равнялась 16 тоннам. Самосвальный кузов опрокидывался назад. Он имел полезное пространство длиной 4306 миллиметров и шириной 2305 миллиметров. Также существовала модификация с трехсторонней разгрузкой кузова, которая в основном использовалась для транспортировки зерна от места сбора к месту хранения или переработки.
На автомобиле использовались шины размером 275/70 R22.5, которые надевались на диски 9.5Jx22.5. Колесная формула автомобиля - 6х6. Запасное колесо располагалось за кабиной и держалось при помощи специального металлического крепления. В базовую комплектацию входил гидравлический усилитель руля, который позволял с легкостью управлять грузовиком на любом дорожном покрытии.
Кабина самосвала Tatra 148 имела капотный тип, что значительно упрощало доступ к деталям силового агрегата. Салон был рассчитан на три человека. Спальное место отсутствовало. Кондиционерами в те времена комплектовались лишь правительственные автомобили, так что в жару можно было спасаться только открытием боковых окон. Также некоторые модели имели люк для дополнительной вентиляции. В холодную погоду комфортную температуру в салоне поддерживал независимый автономный отопитель.
Сидения были достаточно удобными, чтобы водитель и пассажиры не чувствовали дискомфорт при длительном пребывании в кабине. Внутренняя отделка не отличалась особым изяществом. Декоративные элементы отсутствовали, было только самое необходимое для работы. Приборная панель содержала все необходимые датчики с объемными циферблатами, которые позволяли хорошо видеть нужные показания. Зеркала заднего вида имели широкую поверхность и хорошо информировали водителя об обстановке позади грузовика.
Базовая модель послужила платформой для нескольких модификаций гражданского и военного назначения. Удачные конструкторские решения и высокая надежность грузовика стали причиной его долголетия на дороге. На шасси Татра 148 было выпушено два варианта автомобильных кранов AD-070 и AD-160. Они использовались на строительстве одноэтажных зданий, где применение башенных кранов было нецелесообразным. Автомобили комплектовались дополнительными упорами, которые предохраняли от опрокидывания при подъеме грузов.
На базовой платформе собрано несколько карьерных экскаваторов с механическим приводом D-031a, D-032a, UDS-110a и UDS-113a. Вместо кузова на них устанавливалась специальная надстройка для рытья котлованов. Управление экскаваторным оборудованием осуществлялось из установленной на платформе кабины. Стрела имела телескопическое строение, а ротатор позволял работать как прямой, так и обратной лопатой. На ковше был приварен крюк, который давал возможность использовать технику в качестве крана.
Выпускалась и пожарная модификация данной модели. Она оборудовалась надстройкой для тушения пожара и позволяла перевозить на бортах личный состав пожарной бригады. Автомобили несли свою службу в противопожарных частях ЧССР.
Военные модификации предназначались для перевозки личного состава либо транспортировки различной техники. Автомобили для людей оснащались брезентовым верхом, который защищал солдат от непогоды и порывов ветра. Под бортами устанавливались деревянные лавочки для сидения. Машина для техники имело платформу ломаного типа с выдвижными аппарелями, по которым можно было загнать транспортируемый объект на борт.
Также различными мелкими сериями выходили бортовые грузовики, бетономешалки, бензовозы, мобильные буровые установки и другие всевозможные модификации. Всего за 10 лет было выпущено около 11,5 тысяч автомобилей на шасси Татра 148, из которых примерно половина пошла на экспорт.
Цена Татра 148 зависит от года выпуска, пробега и функционального оснащения. В среднем на рынке предлагают варианты от 800 тысяч до 2,5 миллионов рублей.