Возрождение советской экономики после войны во многом зависело от развития энергетики и активной добычи полезных ископаемых. Для реализации этих целей в стране было создано несколько заводов, выпускающих технику для этих отраслей. Одним из таких предприятий стал «Дормаш». На заводе в течение семи лет выпускались дорожные машины и мелиоративная техника.
Затем было организовано производство самосвалов МАЗ-525 с грузоподъемностью 25 тонн. В 70-е годы с развитием строительства крупномасштабных объектов энергетики, возникла необходимость в машинах для перевозки 65 тонн груза и больше. Но наибольшим спросом пользовались карьерные самосвалы грузоподъемностью 40-45 тонн, которые могли использоваться для транспортировки грузов по технологическим дорогам с самого начала разработки карьеров и для строительства сооружений.
Одним из первых таких самосвалов стал БелАЗ-548 (40-тонник), затем ему на смену пришли грузовые машины с грузоподъемностью 42 тонны. Эти автомобили модернизировались для достижения большей грузоподъемности и ресурса эксплуатации. В результате завод выпустил самосвал БелАЗ 7547 – одну из основных машин класса грузоподъемности 45 тонн.
БелАЗ 7547, созданный для работы при различных природных температурах (от – 50 до +50), выпускается в различных модификациях. Основными являются автомашины с двигателями Ярославского моторного завода и немецкими Cummins и DEUTZ. Немецкие двигатели стали устанавливать после распада Союза, когда белорусские машиностроители наладили партнерские отношения со многими иностранными фирмами. В начале производства этих большегрузных самосвалов на них устанавливались только отечественные двигатели.
Технические характеристики базового карьерного самосвала БелАЗ 7547 и его устройство позволили эксплуатировать машину не только в разработке карьеров. Там на смену им пришли автомобили с большей грузоподъемностью. А эти самосвалы стали применяться и на вспомогательных работах.
На машины установили шины с пневматической подкачкой и карьерным рисунком протектора, а во втором варианте – бескамерные металлокордные. И те и другие выдерживают нагрузку до 14500 кг на колесо, что позволило конструкторам усилить основные рабочие узлы автомобиля и увеличить его ресурс. Мощные, с хорошей проходимостью машины, на многих объектах заменили дорогостоящие внутренние железнодорожные ветки.
Дизельный, с непосредственным впрыском топлива, 500-сильный четырехтактный двигатель ЯМЗ-HМ2 БелАЗ-7547 с V-образным расположением цилиндров и турбонаддувом размещен спереди. Учитывая географию применения и габариты автомобиля, он комплектуется жидкостным предпусковым подогревателем. Запуск двигателя производится пневмо или электростартером.
На самосвалы БелАЗ 7547 с расходом топлива 224 л/100 км установили техническую новинку – трехступенчатый воздушный фильтр. Засоренность сухого фильтра легко отслеживать по индикатору, который отражает его состояние, а отработанные газы выпускаются через нейтрализаторы, обогревая днище самосвальной платформы.
Для двигателя такой мощности предусмотрена принудительная жидкостная система охлаждения, масло охлаждается через масляный или водяной радиатор с водомасляным теплообменником.
Коробка передач карьерного самосвала БелАЗ 7547 – четыре вала с гидроприводом и шестью фрикционными муфтами, обеспечивающими переключение. Для 1, 2, 4, 5 и задней передачи переключение происходит при помощи трехвального согласующего редуктора и одноступенчатого гидравлического трансформатора (он имеет режим гидромуфты). Механическая коробка с пятью передними и двумя задними передачами также оснащена лопастным тормозом – замедлителем.
Установка двух карданных валов на этом самосвале несколько изменилась. Они открытого типа (передний с упругой муфтой), соединяют гидропередачу с двигателем и конструктивно измененным ведущим мостом. На эту модель БелАЗ была внедрена автоматическая система управления гидромеханическим приводом.
На БелАЗ 7547 были внесены конструктивные изменения в тормозную систему. Рабочая по-прежнему осталась колодочной с раздельным пневноприводом на передние и задние колеса, барабанного типа. Но при этом на машину стали устанавливаться два типа тормозных механизмов – сухие однодисковые (на передние и задние колеса) или многодисковые на задние колеса (с маслоохлаждаемыми тормозами) и однодисковые сухие на передние колеса.
Стояночный тормоз с пневмоуправлением и пружинным приводом устанавливается на ведущий вал главной передачи. Тип тормоза – постоянно замкнутый. В качестве запасного тормоза используется один из контуров рабочей тормозной системы, находящийся в рабочем состоянии. На ведущий вал коробки передач конструкторы установили гидродинамический тормоз-замедлитель с электрическим управлением.
Кабина автомашины одноместная, для водителя регулируемое сидение устанавливается на торсионную или пневматическую рессору (у пневматического есть гидравлический амортизатор). Есть дополнительное боковое сиденье. По заказу покупателя кабина может комплектоваться системой кондиционирования воздуха. Отопители устанавливаются жидкостные, зеркала заднего вида с электрообогревом. Рулевое управление с гидроприводом. Все управление, включая механизм опрокидывающего устройства платформы объединены в единую гидросистему.
На самосвал БелАЗ 7547 устанавливается сварная платформа – ковш, с защитным козырьком для кабины, изготовленная из высокопрочной стали. Платформа поднимается с грузом за 25 секунд на трехступенчатых телескопических цилиндрах, опускается за 20.
Базовые самосвалы выпускаются с объемом 19 м3 с поперечным или продольным расположением кортрофорсов. Сварочные платформы с увеличенным объемом вмещают 34,5 м3,,у них лонжероны соединяются между собой поперечинами. Такие платформы с коробчатым сечением лонжеронов и переменной высотой используют при транспортировке разныз сыпучих грузов. Для всех модификаций БелАЗ 7547 снизили высоту погрузки на 25см.
БелАЗ – узкоспециализированная техника, вторичный рынок предлагает эти машины к реализации от 800 тысяч рублей до 3 миллионов. На заводе или у дилеров предприятия, цена на новые БелАЗ 7547 определяется по запросу конкретного покупателя.
В самосвалах фирмы Scania предусмотрены различные модификации двигателей, для разного вида выполняемых работ. Мощность их варьируется в пределах от 230 до 620 лошадиных сил...
|