«В машинисты я б пошел, пусть меня научат» - фраза из далекого СССР. Сегодня на улице не встретишь подростка, мечтающего об этой сложной, трудоемкой и, увы, далеко не всегда хорошо оплачиваемой работе: работе машинистом бульдозера.
Данная профессия предусматривает неразрывный контакт человека и техники, их постоянное взаимодействие через элементы управления. Чего-чего, а элементов управления в современном бульдозере предостаточно. Благодаря техническому прогрессу по количеству разных электронных приспособлений, современные бульдозеры все больше напоминают космический шаттл, нежели землеройный агрегат.
Несмотря на стремление производителей максимально облегчить труд бульдозеристов, спектр, выполняемых ими действий по-прежнему очень широк:
Кто же подходит для работы машинист бульдозера? Безусловно, это должен быть физически крепкий, выносливый человек, обладающий отменным здоровьем, техническим складом ума и отличной визуальной памятью. Традиционно эту специальность осваивают мужчины, так как большинство женщин попросту слабее и соответственно менее приспособлены к условиям труда бульдозеристов. Ведь это и работа в ночную смену, и нахождение в сидячем положении на протяжении нескольких часов, и однообразие манипуляций, и высокий уровень шума, вибрации, пыли, и необходимость разбираться в устройстве техники, осуществлять замену деталей, оборудования и пр.
Если опираться на требования должностной инструкции машиниста бульдозера, идеальный кандидат должен обладать следующими знаниями:
По современным меркам данная профессия одна из самых либеральных по требованиям, предъявляемым к уровню образования. Для нормальной деятельности машинисту бульдозера достаточно: начального профессионального образования (профтехучилище или лицей), удостоверения тракториста-машиниста и разряда-допуска к бульдозерам определенной мощности.
Однако, притом, что бульдозерист может не обладать несколькими дипломами, здоровье у него должно быть как у космонавта. К работе на бульдозерах не допускаются люди с:
Легко ли найти работу машиниста? Еще лет 10-15 назад этот вопрос даже не стоял. Работы было много, и оплачивалась она не хуже, а порой и на порядок выше любой другой. Даже 5 лет тому назад положение вещей было значительно лучше, чем сейчас, в начале второго десятилетия XXI века.
Вот уже несколько лет российское правительство со всех медийных площадок трубит о том, что стране нужны люди рабочих специальностей, что рынок перенасыщен экономистами, юристами и рекламщиками. Однако убедить им в этом удалось пока только самих себя. Работодатели остаются глухи и слепы ко всем правительственным увещеваниям.
Спрос не только не превышает предложение, по большей части он вообще отсутствует. Конечно, речь идет о таком спросе и о таких организациях, которые действительно оформляют сотрудников по ТК, соблюдают технику безопасности и (что, пожалуй, важнее всего) полностью выплачивают обещанную зарплату. Тех же, кто меняет по 50 человек за сезон и платит в лучшем случае 30% заработанного, много, катастрофически много. Другая крайность: официальное трудоустройство и копеечная зарплата, абсолютно не соответствующая реальным трудозатратам. Вот и получается, что потребность в рабочих кадрах вроде как есть, а адекватных условий для их труда - нет.
Давайте посмотрим, какие вакансии «машинист бульдозера» предлагает Рунет. Примерно половина объявлений - это работа вахтовым методом в крупных строительных, энергетических или промышленных компаниях. Другая половина – предложения от мелких региональных работодателей.
Что же предлагают региональные организации? Средняя заработная плата варьируется в пределахот 10 000 руб. до 30 000 руб. в зависимости от региона. Трудоустройство полностью официальное, с медицинской страховкой, больничным и отпуском согласно Трудовому Кодексу РФ. Работа осуществляется посменно. Серьезность подхода мелких организаций подтверждают и не менее серьезные требования к соискателю: наличие профессионального образования, опыта работы от 1 до 3 лет, а также всех необходимых корочек и документов, включая справку о состоянии здоровья соответствующей формы.
На контрасте с этими «неказистыми» объявлениями, предложения о работе вахтой машинистам бульдозера кажутся «райским искушением». Здесь и высокие зарплаты (от 50 000 руб. до 80 000 руб. в месяц), и устройство по ТК РФ, и комфортабельные общежития, и оплачиваемое питание, и униформа…
Правда, как водится, где-то по середине. С одной стороны вахта машинисту очень удобна и с точки зрения графика работы, и с точки зрения высокой оплаты труда. С другой стороны: большая половина объявлений о вахте – фальсификация и обман чистой воды.
Дабы не быть обманутыми, нужно соблюдать простые правила: внимательно читать то, что подписываете, изучать отзывы о компании, в которую устраиваетесь, ни при каких обстоятельствах не отдавать паспорт и требовать копию трудового договора ДО начала работ.
Наверное, лет через 10 государство достучится до работодателей, и условия труда машинистов бульдозера будут соответствовать сложности и трудоемкости работы. И тогда какой-нибудь подросток обязательно скажет: «В машинисты я б пошел, пусть меня научат».