Многих начинающих предпринимателей привлекает идея создания бизнеса по производству хлеба и хлебобулочных изделий. Желание иметь собственную хлебопекарню обусловлено рядом факторов, основным из которых, пожалуй, является неэластичный спрос на подобного рода продукцию. Хлеб и разнообразная выпечка являются теми продуктами, которые население покупает в первую очередь, что соответственно влияет на уровень доходов хлебозавода или небольшого предприятия, занимающегося изготовлением хлеба. Однако наличие в каждом регионе крупных хлебозаводов ставит ряд препятствий перед начинающими предпринимателями, являясь серьезным конкурентом.
Трудности касаются не только поиска подходящего для производства помещения, но и покупки достаточно дорогого оборудования и организации сбыта.
Таким образом, открытие собственной хлебопекарни, должно сопровождаться разработкой уникальной идеи – вашего основного конкурентного преимущества, которое позволит быстро охватить рынок и организовать сбыт готовой продукции максимально эффективно. В последнее время все большее количество покупателей отдает предпочтение не традиционному хлебу, а изделиям с добавками, хлебу, выпеченному по оригинальной рецептуре или национальным сортам хлеба (маклакаш, магаури, кухтиани, грузинский хлеб, лаваш, узбекские лепешки и др.). Создавая производство, ориентированное на выпечку элитных видов хлеба, можно рассчитывать на большой спрос среди покупателей. Помимо вкусного хлеба стоит обратить свое внимание на возможность изготовления сладких хлебобулочных изделий, которые также достаточно быстро исчезают с прилавков магазинов. Производство так называемого «социального» хлеба, лучше оставить крупным государственным заводам, конкурировать с которыми частным хлебопекарням практически невозможно.
Выбор помещения для будущей хлебопекарни – серьезный вопрос, требующий соблюдения ряда условий. Во-первых, площадь пекарни не должна быть меньше 250-300 кв.м, поскольку на этой территории должно разместиться несколько подсобных помещений. В соответствии с государственными нормами пекарня должна быть оборудована двумя складами, один из которых предназначен для хранения сырья (мука, дрожжи, масло и пр.), а другой – для хранения готовой продукции. Помимо складов, необходимо иметь оборудованные офисные помещения – кабинет/кабинеты для персонала (технолог, бухгалтер, специалисты производства), и бытовые ( санузел). Во-вторых, цех по производству хлеба должен иметь функционирующие системы вентиляции и канализации и водопровод с горячей/холодной водой. В-третьих, ремонт помещения должен быть проведен соответствующим образом: обязательно наличие беленых потолков, облицованных светлой плиткой стен и водонепроницаемых полов.
Что касается оборудования, то в первую очередь достаточно приобрести специальную тестомесильную машину и печь. Этих агрегатов вполне хватит для работы мини-пекарни. Если средства позволяют, то лучше установить расстоечную камеру, необходимую для «подхода» теста. Если же такая возможность отсутствует, то тесто можно оставлять в чане, который помещается в теплое место. Большой популярностью пользуются такие устройства, как тестоделитель, тестокруглитель, тестозакаточная машина, тележки для тестовых заготовок и др. Для выпечки хлеба и хлебобулочных изделий используют специальные печи. Оптимальным вариантом считается ротационная печь, которая имеет относительно недорогую стоимость и отличается хорошими показателями производительности. Камера, в которой непосредственно происходит процесс выпекания хлеба, обогревается ТЭНами с встроенной функцией конвекции.
Большинство пекарных камер оборудованы встроенными парогенераторами, необходимыми для создания румяной корочки на изделиях выпечки. Помимо оборудования для подготовки теста и выпекания хлеба, требуются дополнительные кухонные предметы мебели – столы, мойки, стеллажи, а также аксессуары, например, кухонные весы. В пекарную камеру можно загрузить одну или несколько тележек с буханками, которые крепятся с помощью крюков или размещаются на платформе.
Для эффективной организации бизнеса оборудованного помещения будет недостаточно. Необходимо обзавестись автотранспортом, который не обязательно приобретать, а можно взять в аренду. Если местоположение будущей пекарни будет находиться в районе крупных транспортных развязок, то это существенно снизит транспортные расходы и позволит более оперативно развозить продукцию по точкам сбыта.
Итак, плюсов в открытии собственной хлебопекарни немало. Это постоянный доход, не зависящий рыночной ситуации, сезона или других факторов. Это мобильность самого производства, позволяющего достаточно легко переходить от выпуска одного вида продукции к другому при отсутствии необходимости закупать новое оборудование. К тому же на меняющиеся запросы рынка можно реагировать достаточно быстро. Это, наконец, быстрая оборачиваемость вложенных средств и высокая рентабельность. Все эти факторы в совокупности делают хлебное производство одним из наиболее привлекательных направлений бизнеса.