Бульдозер Т 130, шестого тягового класса,явился одной из многочисленных модификаций одноименного советского трактора 1969 года выпуска. По количеству потомков (Т 170, Т 10, Т 11), вариаций (бульдозер, сваебой, трубоукладчик, бур и т.д.) и исполнений ходовой части (базовые гусеницы или болотоходные) это детище Челябинского тракторного завода не знает себе равных. Несмотря ни на абсолютно неконкурентоспособную и чрезмерно простую (даже для 1969 года) конструкцию, ни на то, что официально серийный выпуск данной марки закончился еще в 1988 г., Т 130 продолжает жить и пользоваться определенным спросом.
Секрет столь долгоиграющего успеха по большей части явился следствием его же главного недостатка: слишком простого устройства бульдозера, которое как бы передавалось «по-наследству» каждому следующему воплощению Т 130. На сегодняшний день ремонтный завод, входящий в состав ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК», по-прежнему осуществляет поставки деталей, запчастей, а также полную или частичную модернизацию вышедших из строя Т 130 за счет замены старых узлов новыми. Все это, а также предельно низкая стоимость делают ремонт бульдозера Т 130 необыкновенно простым, особенно если сравнивать с иностранными ровесниками. Ни для кого не секрет, что основная проблема эксплуатации старых Komatsu и CAT – в отсутствии на рынке запчастей для ходовой, трансмиссии и гидравлики.
В России бульдозер Т 130, технические характеристики которого вызывали в свое время так много нареканий и упреков, до сих пор является не только учебным пособием для студентов технических училищ, но и находит работу по своему прямому назначению: для обработки, вспашки, культивации земли, сева, жатвы и пр.
Дизельный мотор бульдозера расположен фронтально перед кабиной оператора. Частотность вращения коленвала четырехтактного и четырехцилиндрового двигателя составляет 1250 об/мин при обозначенной мощности работы равной 160 л.с. Диаметр цилиндров - 14,5 см каждый. Серьезный недостаток при работе в условиях сильных морозов в том, что для пуска двигателя Т 130 необходимо использовать отдельный карбюраторный двигатель с электростартером, что сопряжено с определенными трудностями. Опыт пользователей показал, что при резком понижении температуры пусковой двигатель, работающий на смеси бензина марок А72, А76 и моторного масла, зачастую не справляется со своей задачей и требует от оператора бульдозера дополнительных усилий.
Полностью механический привод оборудован муфтой сцепления сухого, постоянно замкнутого типа (состоящей из двух пар дисков), 4-х вальной КПП, гипоидной передачей, бортовыми фрикционами и двуступенчатыми редукторами. Трансмиссия расположена непосредственно под кабиной бульдозера. Тормозная система бульдозера – ленточная, плавающего типа с двусторонним серводействием. Этот довольно простой механизм тем не менее обеспечивает неплохое торможение не зависимо от того, в какую сторону вращается барабан: по часовой стрелке или против нее.
Гидравлическая система Т 130 относится к раздельно-агрегатному типу, то есть состоит из следующих элементов: насоса, распределителя, основного силового и выносных цилиндров, бака и механизмов передней и задне навески. Также на бульдозер может быть установлено либо маятниковое, либо жесткое прицепное устройство. Опциональна установка вала отбора мощности обеспечивающего до 1000 об/мин. при работе трактора на номинальной мощности.
Отвал бульдозера весит 17 т., как правило, является неповоротным, шириной от 2,480 м. до 3,2 м., в зависимости от назначения. Усилие на режущей кромке ножа составляет 45 кНм., угол разрезания почвы ножом отвала составляет 55 град, а угол наклона -74 град. Объем призмы волочения при лобовом толкании земли бульдозером составляет 3,23 кубометра. При перемещении земли бульдозер потребляет порядка 70% мощности базового двигателя, что, конечно, не является выдающимся показателем, но обеспечивает вполне стабильную работу машины.
Кабина бульдозера также имеет простую сварную металлическую конструкцию, два сиденья операторов, стены покрыты тепло и шумоизолирующим уплотнителем. Опциональна замена кабины солнцезащитным тентом.
Рама ходовой части имеет сварную балочную конструкцию, приварена к корпусам бортовых фрикционов. Ходовая часть оснащена полужесткой подвеской. Каждая гусеничная тележка имеет по пять опорных и два направляющих роликовых катка. Базовая ширина башмаков – 50 см. Общий конструктивный вес бульдозера Т 130 составляет около 14 320 т.
Дополнительная комплектация Т 130 предусматривает установку предпускового водно-масляного нагревателя, теплообогревателя, рыхлителя, гусеничных шпор для работы на обледенелых трассах, а также башмаков для передвижения по асфальту.
Цена бульдозера по состоянию на конец 2013 г. составляет от 150 000 руб. до 450 000 руб., что, к примеру, в 5 раз ниже зарубежных японских и китайских аналогов.
Усовершенствованная модель многофункционального гусеничного бульдозера Cat D6 имеет электрогидравлическую систему управления. Благодаря ей при перемещении органов управления машина реагирует более...
|