Как указывает статистика профсоюза «Дальнобойщик» именно 90% всех поступающих от водителей жалоб на неправомерные действия работников ДПС, так или иначе, связаны с проблемой весогабаритного контроля.
В связи с тем, что специфика совершения грузоперевозок, а также заработок перевозчика напрямую связаны с объемами перевозимого груза и количеством затраченных на это ресурсов и времени, поэтому большинство наших автопоездов движутся с перегрузом.
Приведем очень поучительный и довольно распространенный пример. При остановке на пункте взвешивания работники ДПС установили, что полная масса автопоезда 35 тонн, при максимально допустимом весе -38 тонн. Но они установили, что не соблюдается нагрузка на ось и она превышает порядка 300 килограмм. На водителя был составлен админпротокол, он вручную перераспределил груз и поехал дальше. Но через несколько сотен километров, в тот же день его останавливают на другом пункте взвешивания, и тут оказывается, что полная масса автомобиля уже превышает норму на 4 тонны. Объяснения водителя ни к чему не приводят и только после того как он показал копию составленного протокола его отпустили, сказавшись на сбой в работе компьютера. Это пример очень показательный, так часто именно таким образом работники ДПС выполняют необходимый план протоколов или же зарабатывают деньги в карман.
Сама система контроля за грузоперевозками не совершенна. Самое интересное то, что такие поборы на дороге устраивают как работников правоохранительных органов, так и перевозчиков. Последние значительно снижают затраты на перевозки и тем самым увеличивают свою прибыль, а работники ГИБДД показывают усердную работу и также зарабатывают деньги.
Но самое страшное и неприятное то, что между грузоперевозчиком и работником правоохранительного органа остается водитель, который очень часто отвечает за их грехи, своим водительским удостоверением, то есть местом работы. Часто водитель даже не знает вес перевозимого груза, так как взвешивание на фирмах, которые занимаются грузоперевозками, не проводится, его просто не на чем проводить, а контролеры на дорогах вносят изменение в работу своих весов и они показывают больший вес.
Поэтому не всегда надо верить статистике, которая указывает на количество выявленных нарушений, связанных с перегрузами.
Водители дорожат своей работой, и каждый из них знает таксу, которая есть на постах взвешивания. Она зависит от жадности работников, от того есть или нет возможность объехать пост, а также от места его расположения, в среднем она колеблется от 500 до 1500 рублей.
Самое обидно то, что те штрафы, которые и изымаются все равно не идут на ремонт дорог. Долгое время не было никакого механизма регулирования системы весогабаритного контроля и все основывалось на подзаконных актах. Только в конце 2010 года появился приказ Минтранса, который назывался «Порядок осуществления весогабаритного контроля». Но этот документ был плохо проработанным. Профсоюз выступил за внесение изменений в административный кодекс в той части, что водитель не может нести всю ответственность за перегруз. Эта ответственность должна в большей степени ложиться на грузоперевозчика. Также было предложено внести дифференциальный подход и штраф должен соответствовать перегрузу. Некоторые европейские страны, например, вообще не водят такого понятия как максимально допустимый вес автопоезда. У них имеется один критерий – допустимая нагрузка на ось и соответственно на дорожное покрытие. Чтобы его уменьшить, надо просто увеличить количество осей и тогда можно будет привозить более тяжелые грузы.
Многие люди считают, что рост веса автомобиля удлиняет тормозной путь, но с точки зрения физики это не так. С ростом масс увеличивается сила трения при торможении. То, что тормозной путь увеличивается, объясняется инерцией груза, она же вводит автомобиль в занос. Если груз имеет большой вес и к тому же неправильно закреплен, то создается опасность не только для грузовика, но и для других участников дорожного движения. Также перегрузы увеличивает давление на дорожное покрытие, оно быстрее изнашивается, хотя и так находятся в плачевном состоянии.
Попавшее в суд дело о «перегрузе» выиграть самому водителю практически невозможно. Если имеется такое наказание, как «лишить» права на управление автотранспортом, то суды очень часто его применяют и не разбираются в нюансах дела. Поэтому в таких случаях обойтись водителю без квалифицированной юридической помощи очень сложно. Особенно высоки шансы лишиться водительского удостоверения в том случае, если уже раньше был штраф по этой статье.
Поэтому водитель и грузоперевозчик должны следить за весом перевозимого груза и не допускать его превышения. Надо уважать не только себя, но и других участников дорожного движения.