Трактор МТЗ 50 «Беларусь» выпускался Минским тракторным заводом с 1962 по 1985 год. После распада Советского Союза и провозглашение независимости Республики Беларусь был возобновлен выпуск трактора под маркой «Беларус»-500. Новая модель получила глубокую модернизацию, как во внешней отделке, так и в компоновке основных узлов и агрегатов.
Все показатели были приведены в соответствие с действующими международными нормами. МТЗ 50 имеет важное экспортное значение, поэтому конструкторы не стесняются применять на нем новые достижения в области производства тракторов. Даже, несмотря на появление новых, более современных машин, данная модель до сих пор выпускается мелкими партиями.
Технические характеристики трактора МТЗ 50 для своего времени находились на очень высоком уровне. Транспортное средство комплектовалось четырехцилиндровым движком Д-50, который работал на дизельном топливе. Рабочий объем цилиндров составлял 4,75 литров. Силовой агрегат развивал максимальную мощность 55 лошадиных сил. Сейчас этот показатель не кажется впечатляющим, но для начала 60-х годов он являлся весьма высоким.
Механики хвалили мотор за простоту конструкции и неприхотливость к горюче-смазочным материалам. Его обслуживание не требовало больших затрат сил и времени, а служил он долгие годы. Существуют экземпляры, которые отработали более 20 лет без единого капитального ремонта. Также двигатель отличается экономным потреблением топлива: за час работы на максимальной мощности он сжигал всего около 8 литров горючего.
Это превосходный показатель для тракторной техники. В паре с двигателем работала девятиступенчатая двухдиапазонная коробка переключения передач. Трактор имел 9 скоростей переднего хода и 2 скорости заднего хода. Также в конструкцию была заложена возможность дополнительной установки понижающего редуктора и ходоуменьшителя. Машина имела однодисковое сухое сцепление с постоянно замкнутым контуром. Трактор обладал ведущим задним мостом, причем передние колеса имели значительно меньший диаметр, чем задние.
Передние колеса крепились на полужесткую подвеску с балансировочным мостом, а задние - с использование клеммовых зажимов. Такой способ установки позволял регулировать ширину передней колеи в диапазоне 1200-1800 миллиметров, а задней - 1400-2100 миллиметров. Трактор обладал очень хорошей проходимостью и мог без проблем эксплуатироваться в условиях бездорожья. Способствовал этому и дорожный просвет величиной 465 миллиметров.
Трактор МТЗ имел гидравлический усилитель рулевого управления, что позволяло водителю без проблем управлять машиной в любых дорожных условиях. Дисковые тормоза имели действие на все колеса. Максимальная скорость движения равнялась 33 километрам в час. Габаритные размеры спецтехники были весьма скромными, что давало ей много преимуществ при маневрировании в ограниченном пространстве.
При длине 3810 миллиметров, ширине 1970 миллиметров и высоте 2470 миллиметров трактор идеально подходил для осуществления коммунальных работ в жилых кварталах. Конструкция техники позволяла устанавливать на нее огромный ассортимент навесного оборудования. Трактор МТЗ 50 использовался в качестве бульдозера, экскаватора, погрузчика.
На него ставили бурильные установки и механизмы для прорезания щелей в асфальте. В сельском хозяйстве трактор использовался для распашки земель, внесения удобрений, на посевных работах, во время культивации и мелиорации. Его тяговый класс составляет всего 1,4, так что он не предназначен для волочения тяжелых агрегатов.
МТЗ 50 был трактором капотного типа с кабиной, расположенной за двигателем. Это давало механикам удобный доступ к моторному отсеку, что очень облегчало работу во время плановых обслуживаний и доливаний рабочих жидкостей в систему. Кабина была довольно тесной, особенно для высоких трактористов. Но в те времена конструкторы еще не знали понятия эргономики при производстве спецтехники, поэтому приходилось как-то приспосабливаться. Зато небольшие размеры салона обеспечивали удобный доступ ко всем элементам управления и контрольным приборам.
Сидение устанавливалось на подвижные рессоры, которые реагировали на все колебания, исходящие от неровностей на дороге, чтобы водитель не так болезненно их воспринимал. Уровень звукоизоляции при закрытых дверях и окнах был достаточно хорошим. Но резиновые прокладки между открывающимися элементами довольно быстро изнашивались из-за частого трения и работы в неблагоприятных условиях.
Поэтому через несколько лет в кабину попадало много дорожной пыли, так что трактористы вынуждены были самостоятельно бороться с указанной проблемой. Кондиционеров тогда не было и в помине, так что в летнюю жару спасаться было нечем. Да и отопление кабины было малоэффективным.
Купить МТЗ 50 в хорошем состоянии на сегодняшний день не так и просто. Большинство предлагаемых моделей были выпущены более 30 лет назад и нуждаются в капитальном ремонте. Так что поиск достойного экземпляра займет некоторое время.
Цена МТЗ 50 в рабочем состоянии составит примерно 250-300 тысяч рублей. Причем можно найти предложения техники сразу с навесным оборудованием. Есть и более дорогие модели, на которые прошлые хозяева установили новые силовые агрегаты, в результате чего значительно возросла их мощность и производительность.