Современная пищевая промышленность предъявляет жесткие требования не только к условиям производства продуктов, оборудованию и упаковке, но и к средствам транспортировки выпускаемой продукции. Так, например, для того, чтобы доставить муку с мукомольного комбината на склад или хлебокомбинат используются специальные автомобили, которые называются муковозы. Также с их помощью происходит доставка продукции от производителя к различным предприятиям пищепрома.
Сразу хочется оговориться, что муковоз помимо муки может перевозить и другие сыпучие продукты – зерно, солод, сахар, отруби, комбикорма и пр. Способ транспортировки является бестарным, а машина представляет собой герметичную цистерну, исключающую попадание грязи или любых веществ в перевозимую продукцию. Эти машины отличаются небольшим расходом топлива, мобильностью и довольно просты в обслуживании.
Полуприцепы-муковозы представлены целой линейкой машин, отличающихся между собой объемом кузова и количеством осей (от 1 до 3 ). Различают автомобильные и железнодорожные муковозы. Конечно, второй вариант встречается не так часто, и, в основном, по дорогам колесят так называемые автомуковозы. В свою очередь они также подразделяются несколько групп, среди которых выделяют:
- цистерны-полуприцепы. Вместимость цистерны такого муковоза варьирует от 13 до 80 куб.м.
- цистерны на автомобильном шасси. Подобная техника является автономной, а в основе лежит конструкция грузовых авто. Вместимость емкости муковоза такого типа, как правило, от 23 до 32 куб.м.
- цистерны-прицепы (в отличие от полуприцепов к шасси они крепятся с помощью дышла и фаркопа). Объем цистерны – до 33 куб.м.
На отечественном рынке наибольшим спросом пользуется первый тип цистерн – полуприцепы, поскольку они позволяют перевозить максимальный объем муки за один рейс. В результате, этот вид спецтехники является более выгодным для предприятий.
Транспортировочные емкости этой техники изготавливаются из сплавов алюминия или низколегированной стали. Алюминиевые муковозы – легкие, гигиеничные и экологичные, соответствуют принятым санитарным нормам. Внешне они представляют собой емкости сложной вытянутой формы, снабженные конусами для разгрузки и люками для загрузки готовой продукции.
Принцип работы такой спецтехники, как муковоз, состоит из двух основных операций – загрузки и последующей разгрузки цистерны. Что касается загрузки муки или других сыпучих пищевых продуктов, то она осуществляется по специальным рукавам. Также загрузку цистерны можно производить через люки в верхней части емкости.
Количество люков варьирует от 2 до 10 (в зависимости от габаритов техники) и обычно совпадает с количеством секций емкости. Специальные площадки с поручнями, расположенные в верхней части цистерны преджназначны для безопасного нахождения оператора, контролирующего процесс погрузки/выгрузки .
Разгрузка муковоза пневматическая, осуществляется через конусовидные отверстия, которые находятся в нижней части цистерны. Их количество зависит от размера муковоза и достигает 8 штук в наиболее крупных моделях техники. Сам разгрузочный процесс происходит, благодаря компрессорной установке, отвечающей за создание давления внутри емкости.
В результате давления мука и прочие продукты перегоняются в специальные распределительные бункеры. Потери муки в процессе разгрузки исключены, поскольку угол наклона, составляющий 45°, позволяет полностью освободить цистерну от транспортируемой продукции. Компрессорные установки, которыми комплектуются муковозы, являются достаточно мощными агрегатами – они способны подавать муку по специально предназначенным для этого рукавам на высоту до 30 метров.
Наиболее популярными считаются марки муковозов Benalu, Spitzer, Gute Wolf, Kenward, Ali Riza Usta, Ростсельмаш. Средняя цена на подобный вид техники – 1,8 – 3,5 млн. рублей.