В послевоенные годы советское автомобилестроение развивалось очень активно, а грузовые машины, созданные в 50-70-е гг. до сих пор вызывают уважение и интерес со стороны автовладельцев. Входит в их число и «шестьдесят шестой ГАЗ», который в народе окрестили «шишариком» или «шишигой». Такое нелепое название автомобиль получил неспроста – при произношении номера, цифры сливаются в один шипящий звук. Да и внешний вид грузовика, прямо скажем, неказистый, словно оправдывал данное ему прозвище. Хотя для рабочей машины не это ведь главное, а возможности, которыми ГАЗ 66 мог впечатлить каждого. Благодаря колесной формуле 4х4, грузовик уверенно преодолевал самые сложные участки пути, а в плане проходимости мог составить достойную конкуренцию даже самым мощными вездеходам.
Работа над созданием этой модели внедорожного грузового автомобиля была начата на автозаводе в г. Горький в начале 60-х годов. Используя уже имевшийся опыт разработки 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, группа конструкторов под общим руководством Просвирнина А.Д. и ведущего конструктора Заворотного Р.Г. (позже Образцова О.) занялась проектированием нового автомобиля. Предполагалось, что он заменит собой ГАЗ-63, который в то время активно использовался Советской Армией. Военные не имели нареканий к техническим характеристикам автомобиля, но нуждались в более вместительном кузове, что было учтено инженерами при разработке ГАЗ 66. Его размеры были 5 655 х 2 322 х 2 440 мм, а грузоподъемность увеличилась до 2 тонн.
В конце 1963 года была выпущена первая опытно-промышленная партия грузовиков, а 1 июля 1964 года модель поступила в серийное производство. Спустя три года детище Горьковских автостроителей удостоилось Золотой медали на Лейпцигской Ярмарке, а в 1969 году – Государственного знака качества. Кстати, «шестьдесят шестой» стал первым советским автомобилем, получившим подобную награду. И это было вполне заслуженно – для своего времени грузовик стал воплощением самых передовых решений и образцом конструкторской мысли. К тому же его проходимость была просто феноменальной.
Для примера приведем сравнение с моделью ГАЗ-63, который мог преодолеть снежный покров глубиной 45 см, подъем с максимальным уклоном в 28° по твердому грунту или 4°-ный подъем по сыпучему грунту. Что касается ГАЗ 66, то его возможности были гораздо серьезнее. Машина могла проехать через 80-сантиметровые сугробы, подняться на склон под углом в 37 ° по сухому грунту и под углом в 22° по сыпучему и преодолеть брод глубиной до 1 метра. Многие автолюбители уверены, что даже на сегодняшний день похвастаться такими возможностями может далеко не каждый вездеходный грузовик. Что ж, поспорить с этим трудно…
Отличной проходимости конструкторам удалось добиться благодаря увеличению дорожного просвета до 315 мм и применению самоблокирующихся дифференциалов на ведущих мостах ГАЗ 66. К тому же передние и задние колеса с широкопрофильными шинами имели одинаковую колею, что было, безусловно, важно, при движении по бездорожью. Кроме того, грузовик снабдили системой, позволявшей регулировать давление в шинах прямо на ходу, а для самовытаскивания предназначалась лебедка.
В отличие от ГАЗ-63, новый грузовик стал более устойчивым, т.к. колесная колея была расширена. Кабину ГАЗ 66 инженеры расположили над двигателем, за счет чего автомобиль получился более компактным. А оптимальное расположение центра тяжести, позволяло машине более уверенно преодолевать препятствия во время движения. Эти особенности стали решающими в пользу выбора ГАЗ 66 десантными войсками, поскольку при приземлении грузовик вставал сразу на все четыре колеса, а при спуске его кабина не заваливалась. Модификация ГАЗ 66Б, созданная в 1966 году, была сконструирована специально для использования военно-воздушными подразделениями. Отличительными чертами модели стали рулевая колонка телескопического типа, складная крыша и переднее стекло с откидной рамкой.
Несмотря на все плюсы, небольшая кабина, расположенная над мотором, в разы увеличивала шансы экипажа погибнуть при взрыве автомобиля на мине. Именно по этой причине во время проведения военных действий в Афганистане, военным руководством было принято решение отказаться от эксплуатации ГАЗ 66 на территории страны. В начале 90-х, когда на смену пришла более современная модель – ГАЗ-3308, большинство военных частей начали активно списывать «шестьдесят шестые».
Стоит отметить, что использование ГАЗ 66 для военных нужд не было единственным предназначением этих автомобилей. В народном хозяйстве полноприводные неприхотливые и маневренные машины пришлись по душе строителям, нефтяникам, геологам и пр. Огромное количество модификаций, созданных на базе ГАЗ 66, позволяло эксплуатировать автомобили для выполнения самых разных задач. Санитарные пункты, ремонтные мастерские, передвижные почтовые отделения, фургоны для перевозки хлеба или медикаментов, цистерны для транспортировки воды и молока, маслозаправщики, вахтовые автобусы… И это далеко не полный перечень. ГАЗ 66 использовался повсеместно. Большим спросом он пользовался у предприятий сельскохозяйственной отрасли. В соответствии с их задачами, на базовом грузовом шасси был создан самосвал ГАЗ-САЗ-3511. Коммунальщики получили свой вариант машины – КО-440-1. Для эвакуации раненых предназначалась модификация АС-66.
Технические характеристики ГАЗ 66 во многом были схожи с характеристиками предшественников, но отличия все же имелись.Грузовик комплектовался V-образным 8-цилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением, более легким и компактным, чем у ГАЗ-63. Его рабочий объем составлял 4,25 л., а мощность – 115 л.с. Конструкция силового агрегата была для 60-х годов передовой и имела ряд уникальных конструкторских решений. Карбюраторный мотор был вполне экономичным, а расход топлива грузовика составлял порядка 21 л/100 км. Объем двух топливных баков составлял 210 литров (по 105 л. каждый). В 1993 г. появился ГАЗ 66 дизель – это были модификации ГАЗ 66-41 и 66-40, которые считались более надежными и имели более длительный ресурс.
Четырехступенчатая коробка передач грузового автомобиля имела нестандартное расположение, к которому надо было привыкнуть. Конструкторы разместили ее справа-сзади водителя. Кроме этого, трансмиссия включала в себя двухступенчатую раздаточную коробку и сцепление с гидроприводом. Ведущие мосты ГАЗ 66 были гипоидного типа, передний мост с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей можно было отключить. Барабанные тормоза имели гидравлический привод и гидровакуумный усилитель.
Кузов ГАЗ 66 представлял собой металлическую платформу, вдоль высоких решетчатых бортов которой располагались откидные скамейки. Грузовую платформу при необходимости можно было закрыть тентом. В цельнометаллической кабине было установлено два унифицированных сиденья – для водителя и для пассажира, здесь же можно было организовать подвесное спальное место. Внутреннее исполнение было лаконичным – ничего лишнего. Радовало лишь то, что в зимнее время в кабине было достаточно тепло – благодаря нагревающемуся капоту в салоне сохранялась комфортная температура.
Спустя 35 лет после начала серийного производства модели, 1 июля 1999 года Горьковский автомобильный завод выпустил свой последний ГАЗ 66. Всего за эти годы с конвейера сошло 965 941 машин этого семейства. На сегодняшний цена «шишариков» невысока, в среднем – от 150 до 350 тыс. рублей, а многие грузовики продаются с консервации, т.к. в свое время выведенные из разных военных частей автомобили были перемещены на резервные базы хранения военной техники. Высоким спросом пользуются ГАЗ 66 «кунг» – в таких, как правило, размещали передвижные радиостанции. Их стоимость доходит до 400 тыс. рублей. Бортовые же модификации предлагают дешевле – от 250 рублей. На вторичном рынке можно найти «шестьдесят шестые» и за 40 – 70 тыс. рублей, правда, к таким экземплярам скорее всего придется искать требующие замены запчасти.
Грузовая техника необходима при строительных работах, грузоперевозках. Приобрести ее можно в компании «ЯрКамп-Питер»....
|
УАЗ 3303 является полноценным грузовым автомобилем, способным преодолевать труднопроходимые участки дорог. Грузоподъемность данного автомобиля достигает порядка...
|