Знаменитый ГАЗ 51 продержался на конвейере 30 лет

Работа по созданию одного из самых популярных советских грузовиков послевоенного периода началась еще  в 1937 году на Горьковском автозаводе. Перед группой конструкторов под руководством В.М.Кудрявцева была поставлена четкая и предельно ясная задача – новый автомобиль должен быть простым универсальным и надежным. Предполагалось, что он заменит собой морально и технически устаревшую "полуторку" ГАЗ-АА, которая в 30-е годы составляла собой основу грузового автопарка СССР. Как известно, эта модель была лицензионной копией американского грузового Ford AA, выпуск которого в США был прекращен к 1932 г. В отличие от своего прототипа, ГАЗ-АА продержался на заводском конвейере до 1949 года, хоть и имел ряд существенных недостатков. Основные узлы этой машины – рама, подвеска, передняя ось, рулевое управление не отличались долговечностью, оставляла желать лучшего и грузоподъемность "полуторки".

 

Из истории создания грузовика

 

Изготовление деталей для нового двухтонного грузовика было начато летом 1938 г., а в январе 1939 г. конструкторы уже представили первый опытный автомобиль. Машина, получившая индекс ГАЗ 11-51, стала впоследствии базовой моделью для целого семейства Горьковских грузовых автомобилей. Она была создана с использованием ряда оригинальных конструкторских решений, которые позволили повысить запас прочности рамы, избавиться от перенапряжения подвесок, свойственного "полуторке" и улучшить её устойчивость. В целом, автомобиль получился более надежным и безопасным, чем предшественник, к тому же разработчикам удалось повысить и динамические качества нового грузовика. Изменения коснулись и внешнего облика автомобиля. Помимо новой облицовки, ГАЗ 51 получил цельнометаллическую просторную и вполне комфортную по тем временам трехместную кабину, чем то напоминавшую грузовой "Додж". Однако серийное производство подобных кабин на тот момент для завода было невозможным – не хватало необходимого оборудования, да и штампы для их изготовления были достаточно дорогими.

 

Бортовой ГАЗ 51

 

Выпуск машин был запланирован на 1942 год – начало 4-ой пятилетки, а пока новый ГАЗ 51 отправился на дорожные испытания, которые продлились с мая 1939 по июль 1940 года. По их результатам конструкторам пришлось внести ряд изменений в конструкцию и работу некоторых систем автомобиля - добавить масляный радиатор, трансмиссионный дисковый тормоз, удлинить рессорную подвеску, улучшить топливный фильтр и пр. В 1940 г. автомобиль принял участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (г. Москва), где были представлены лучшие образцы советского машиностроения.


Несмотря на успешно пройденные испытания, серийное производство грузовиков пришлось отложить. В конце 30-х годов заказов на эти автомобили от государства не было, а основные силы заводов страны, среди которых оказался и ГАЗ, были сосредоточены на выпуске военной продукции. Приоритетными задачами было создание самолетов и танков – приближалась война, и подготовка к ней шла полным ходом. Двигатель ГАЗ 11, которым предполагалось комплектовать новые грузовики, был, по сути, танковым двигателем, и установка его на танки, самолеты и "самоходки" была делом первостепенной важности. В какой-то степени от отсрочки старта производства ГАЗ 51 зависел и положительный исход войны, ведь за 1940 – 43 гг. с конвейера завода сошло более 130 тысяч ГАЗ АА – автомобилей, на которых передвигался почти весь личный состав Советской Армии.


Работа над перспективной моделью грузового автомобиля не прекращалась даже во время ВОВ. Экспериментальные модели участвовали в испытаниях, и к 1944 году пробег каждого из них достиг почти 50 000 км. Освоенные к началу 40-х годов узлы и агрегаты стали использовать на других, выпускавшихся в военные годы, машинах. В 1943 году, после оглушительной победы в Сталинграде, вождь решил, что война закончится в ближайшем будущем, в связи с чем необходимо наладить выпуск грузовиков для гражданских целей. На совещании автоконструкторов и специалистов, проведенном в феврале 1943 года, выяснилось, что выполнить важную партийную задачу под силу лишь Горьковскому автозаводу. Продолжая работать над срочными заказами для нужд Советской Армии, конструкторско-экспериментальное бюро ГАЗ приступило к работе над модернизацией созданных ранее ГАЗ 51. В военное время наука и техника шагнули далеко вперед, а значит, корректировка конструкции и основных узлов была неизбежна.

 

Фото ГАЗ 51

 

По итогам испытания опытных образцов ГАЗ 33, ГАЗ 63 и проведенного сравнительного анализа более 20 популярных моделей грузовых автомобилей американского, британского и немецкого производства, было решено, что ГАЗ 51 необходимо оставить двухосным, а кроме того увеличить его грузоподъемность с на полтонны. Колесная была должна была остаться прежней, и других вариантов, кроме как сдвинуть кабину и двигатель немного вперед, у инженеров не было. В результате, им удалось не только удлинить грузовую платформу, но и оптимально распределить вес автомобиля по осям, что положительно сказалось на проходимости ГАЗ 51. К тому же, увеличив полезную нагрузку с 2 до 2,5 тонн, конструкторам пришлось, хоть и незначительно, но усилить основные агрегаты, а также использовать более мощные шины размером 7,50 – 20".


На знаменитом автомобильном показе, проведенном в Кремле 19 июня 1945 года, легковые автомобили "Победа", грузовые ГАЗ 63  и ГАЗ 51 были продемонстрированы товарищу И.В. Сталину и руководству партии и получили одобрение правящей верхушки. Машина получилась очень удачной и быстро завоевала популярность по всей стране. Оптимальные технические характеристики ГАЗ 51 в сочетании с хорошей проходимостью, выносливостью, высокой скоростью и легким управлением стали залогом долгоиграющего успеха этих грузовиков – на конвейере модель продержалась 30 лет и была снята с производства 2 апреля 1975 года. Что касается производительности, то новый грузовик оставил позади даже небезызвестную "трехтонку" – ЗиС-5, а расход топлива был, в среднем, на 30% ниже, чем у "полуторки" – 26-27 л / 100 км.

 

Технические характеристики автомобиля

 

Двигатель ГАЗ 51 был карбюраторным, 6-цилиндровым, с системой жидкостного охлаждения. Усовершенствованный ГАЗ 11 имел отличные для 40-х годов показатели. Этот двигатель вплоть до 1989 года устанавливали на отдельные модели легковых автомобилей, тягачи, автобусы. При рабочем объем 3,48 л. мотор имел мощность в 70 л.с. В качестве топлива использовался доступный бензин А-66. Пуск двигателя осуществлялся с помощью стартера или пусковой рукоятки.


Трансмиссия ГАЗ 51 включала однодисковое сухое сцепление, 4-х ступенчатую КПП без синхронизаторов, раздаточную коробку с демультипликатором и одноступенчатую главную передачу. На машине впервые был использован гидравлический тормозной привод. Задний мост, максимально усовершенствованный, был впоследствии использован на трехосном грузовике ЗиС-151. Схема электрооборудования была однопроводной и имела 6-вольтовое напряжение, в качестве источника энергии использовался генератор Г21.

 

ГАЗ 51

 

Кабина ГАЗ 51, собранных в первые послевоенные годы, была деревянной – из-за нехватки стальных листов двери и крышу машин обивали фанерой и брезентом, а из металла изготавливали лишь переднее торпедо. Лишь к 1957 году, оправившись от послевоенной разрухи, удалось наладить выпуск этих грузовиков с цельнометаллической кабиной. По сравнению с ГАЗ-АА новая кабина считалась верхом совершенства – приборная доска была оснащена полным набором приборов, а не только спидометром, как у "полуторки", имелись даже часы. Лобовое стекло было V-образным, его половинки могли открываться, приподнимаясь вверх, что обеспечивало хорошую вентиляцию. Комфорта добавляла и мягкая подвеска с гидравлическими амортизаторами, которая для грузовика тех времен была необычным решением.


Грузовая платформа машины была изготовлена из дерева, при необходимости откидной задний борт становился продолжением пола – для этого имелись цепи, при откидывании удерживающие его в горизонтальном положении. Внутренние размеры кузова ГАЗ 51 – 2940 х 1990 х 540 мм, при этом высоту можно было увеличить, закрепив стойки. Новый кузов с тремя откидными бортами на грузовики стали устанавливать только с 1955 года.

 

 

 

ГАЗ 51 собирался из проверенных временем узлов, а потому эксплуатационники отмечали высокую надежность автомобиля. Осенью 1947 году был организован пробег по маршруту длиной почти 5500 тыс. километров из Горького в Москву, далее по разным городам Украины, Белоруссии, Молдавии, конечной точкой был опять Горький. По результатам пробега приемочная комиссия оценила новые грузовики на "отлично", а горьковские автостроители, окрыленные высокими оценками, начали задумываться о создании модификаций на основе этой модели.

 

Грузовое шасси стало основой для целого ряда модификаций

 

Грузовое шасси ГАЗ 51 было использовано в качестве базового при создании санитарных автомобилей для транспортировки больных и раненых, автоцистерны, армейского грузовика для перевозки солдат, самосвала ГАЗ 93 и его модификаций, грузопассажирского такси, седельного тягача и множества других. Кроме того на базе шасси "пятьдесят первого" были сконструированы и автобусы. В Сочи большой популярностью пользовались экскурсионные автобусы без крыши, построенные в 1955 году.


За все годы выпуска завод собрал почти 3,5 млн. грузовых автомобилей и шасси этой модели. Простое устройство, экономичность и высокая прочность основных узлов были главными достоинствами грузовых ГАЗ 51. За три десятка лет, проведенных на конвейере, автомобили постоянно модернизировались, а конструкторы не уставали улучшать их эксплуатационные характеристики. Не зря "газоны" называют гордостью советского автомобилестроения – их оригинальная на то время компоновка кузова стала образцом для подражания, а разработанные ведущими конструкторами завода узлы впоследствии успешно использовались и на других автомобилях, выпускавшихся в СССР.


Кстати, приобрести это легендарный грузовик даже в наше время вполне реально. Цена ГАЗ 51 не превысит 250 тыс. рублей – столько автовладельцы просят за машины, сохранившиеся в хорошем состоянии (причем возраст некоторых экземпляров составляет 50-60 лет). Грузовики, которым необходим ремонт, предлагают от 20-30 тыс. рублей и выше, все зависит от степени "убитости".

 

Грузовое шасси стало основой для целого ряда модификаций

 

Грузовой ГАЗ 51

 

 

Шасси ГАЗ 51

 

Ссылка на promplace.ru обязательна
Похожие статьи
Компактные японские грузовики Isuzu Elf
ЗиЛ 131 - для армии и не только
ГАЗ 33081 САДКО - потомок легендарного армейца
МАЗ 6317 с потрясающими внедорожными характеристиками
КрАЗ 260 на вооружении Советской Армии
Mercedes Benz Unimog - универсальные грузовики для любых задач


Выставки и конференции по рынку машиностроения, техники и оборудования