Телескопический погрузчик – машина широко используемая, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. По внешнему виду и выполняемым функциям он похож на обычный погрузчик, но отличается более функциональным краном.
Кран телескопического погрузчика обладает повышенной универсальностью телескопической стрелы, что позволяет выдвигать стрелу вперёд и вверх по отношению к машине. На конце стрелы, оператор может закреплять различные съёмные комплектующие, такие как ковши, крюки или подъёмные механизмы.
Наиболее распространённые крепления для телескопических погрузчиков являются вилы для поддонов или же другие наиболее распространённые на многих погрузчиках комплектующие, которые используются для подъёма и перемещения грузов из мест, которые, тем не менее, недоступны для обычных погрузчиков. Например, телескопические погрузчики имеют возможность захватить груз, который находится внутри прицепа, а также размещать грузы на крышах и других высоких местах. Раньше для того, чтобы размещать грузы на различных возвышенностях, использовался кран, что не всегда практично и эффективно по времени.
Преимущество телескопических погрузчиков также состоит в том, что он способен поднимать даже тяжёлые грузы, но есть и ограничения. По мере выдвижения стрелы, надёжность сцепления колёс погрузчика с почвой становится нестабильным, даже несмотря на систему противовесов установленных сзади. Это означает, что грузоподъёмность быстро уменьшается, а рабочий радиус (расстояние между передними колёсами и центром нагрузки) увеличивается. Таким образом, транспортное средство мощностью в две с половиной тысячи килограмм поднимает лишь четвёртую часть рассчитанного груза при полностью выдвинутой стреле. Но под углом в семьдесят градусов, точно такая же машина способна выдерживать вдвое больше рассчитанной мощности.
Допустимую мощность рассчитывает оператор, который руководствуется схемой нагрузки, что помогает ему определить, является ли данная задача возможной, с учётом веса, угла наклона и высоты. Но большинство телескопических погрузчиков используют компьютер, использующий датчики для мониторинга нагрузки на транспортное средство и предупреждает оператора либо блокирует действие, в том случае, когда предел нагрузки на автомобиль превышен. Некоторые погрузчики также оснащены передними стабилизаторами и могут использовать мобильные краны или другие устройства, которые расширяют возможности стационарного подъёмного оборудования.
Впервые телескопические погрузчики были разработаны компанией Matbrо в графстве Суррей, Англия. Данная компания разработала свой первый телескопический погрузчик, предназначавшийся для использования в пересечённой местности в лесном хозяйстве. Изначально они были равномерно распределённым весов и устойчивой системой в передней части, кабина водителя располагалась в задней части, как у погрузчика Teleram 40, но со временем телескопические погрузчики модернизировали и стали использовать более жёсткую конструкцию шасси с установленной сзади стрелой и кабиной в стороне. И в последнее время подобные модели стали наиболее популярными.
Многие современные телескопические погрузчики оснащены пневмоколёсным шасси на полном приводе, например Manitou. Как правило, на них используется электрогидравлические систему управления с несколькими режимами для работы. Таким образом, она получает возможность управления колёсами – передними и задними, одновременно в различном направлении. Также телескопические погрузчики могут быть оснащены дополнительными гидроконтурами для навесных орудий с гидроприводом. Помимо челюстных ковшей и крюков, в комплектацию погрузчика могут входить бетоносмесители и подметательные щётки.
Большое внимание уделяется и безопасности водителя автопогрузчика. Кабина оснащена таким образом, что способна защитить оператора в аварийной ситуации. Например, при падении телескопического погрузчика. Сидение в кабине довольно комфортабельно, потому как имеет подрессоренную подвеску. К тому же кабина надёжно защищена от пыли и шума, что позволяет водителю-оператору намного меньше уставать.
Преимущественно, телескопические автопогрузчики способны развивать скорость, около тридцати километров в час, что является относительно хорошей скоростью для машин такого типа. Коробка передач погрузчиков способна автоматически переключаться при возникновении нагрузки. Тормоза способны к блокировке осевыми дифференциалами, а чтобы обеспечивать устойчивость техники, её оснастили аутригерами на гидравлическом управлении и системой электронной подвески.
И хотя телескопические автопогрузчики имеют довольно высокую цену, они являются отлично приспособленными для технического обслуживания. Обслуживание двигателя облегчает то, что капот двигательного отсека удерживают газовые упоры.