Семейство грузовиков Volvo FM существует с 1998 г. Сегодня дороги Европы и СНГ колесят уже машины третьей серии. Первенцы шведского автогиганта тоже исправно накручивают километры, правда, больше по нашим дорогам. Модели FM покоряют сердца водителей с первого рейса: грузовики получились послушными и надежными.
Прародителем FM-серии стала удачная модель FL7, история которой ведется с 80-х годов прошлого века. Эта модель предлагалась на рынок в самых различных вариантах и модификациях в течение 20 лет. Принципы, заложенные в проектирование FL7 стали для Вольво основополагающими в их современной работе: компания добилась того, что грузовик, по сути, стал конструктором, который можно без проблем модернизировать.
Первое поколение (1998-2000): FM7, FM10, FM12. Модели оснащались двигателями D7C, 7,3 л (250-290 л. с.), D10B, 9,6 л (320-360 л. с.), D12C, 12,1 л (380-420 л. с.) Впервые внедрена КПП I-Shift (12 скоростей). Агрегат спроектирован специально для дальних грузовых перевозок. Первый «механический автомат»: работает в двух режимах. Также устанавливались стандартные КПП-механика и АККП. Модель родилась на стыке эпох: электроники в машине практически нет, надежность высокая. Завоевала популярность на рынке очень быстро. Дизайн авто, построенного на платформе FL7, изменялся постепенно. Если проследить в обратном порядке, от 2013 г. к 1998 г., как менялись внешне FM и FH, то мы увидим небольшой непритязательный на вид грузовичок, который год от года становился лучше.
Второе поколение (2001 – 2013). Второе поколение Вольво становится «конструктором»: на базе платформы FM можно создать 12 видов грузовиков: как для города, так и для трассы. Внедрена система доочитски выхлопов SCR. Переработан моторный тормоз VEB+Volvo.
Моторный ряд постоянно изменяли, в связи с требованием времени – введением новых норм Евро-3, 4 с перспективой на переход к Евро-5. 2001 г.: двигатели D9А, 9л, D12D, 11 л, 2005 г.: D9B, 9л.(300, 340, 380 л.с.), D13A, 13 л. (400, 440, 480 л.с.), 2007 г.: D13B (с турбокомпрессором VGT), D11B,(390, 430 л.с.), 2011 г: D11C, D13B, D13C (380, 420, 460, 500 л.с.). В линейке КПП появляется система Powertronik – планетарная КПП, предлагаемая для машин, работающих в тяжелых условиях: строительство, карьеры, горные дороги. Далее модернизируются и совершенствуются I-Shif и стандартные 9- и 14-ступенчатые механических КПП.
Появляются кабины Globetrotter для магистральных тягачей: комфорт водителей прежде всего! Весь период кабины усовершенствуют: то систему рассширенного обзора зеркал добавят, то кофеварку. После 2010 г. автомобиль получает новую решетку радиатора и более мощные фары.
Третье поколение (2013 – н.в). Серия FM окончательно формируется как среднемагистральный грузовик. Комфорту вождения уделено максимум внимания. Появляется новая система: динамическое рулевое управление. Система контролирует и облегчает вождение авто. Устанавливаются новые D11C - 11 л и D13C, D13B -13 л (8 вариантов мощностей от 330 до 500 л.с) , D13B соответствует нормам Евро-4, остальные двигатели – Евро-5. С использованием фирменной системы доочистки выхлопа авто попадает под стандарт Евро-6. КПП – уже ставшая стандартной, I-Shif (12 скоростей).
Дизайн остается прежним, без значительных переработок. Основные изменения касаются эргономики и комфорта водителя: теперь в машине можно не просто жить, а очень комфортно жить. Наличие таких вещей как холодильник или автономное отопление становятся нормой. В кабине миллион подстаканников, полочек, ниш. (Можно подумать, что отсутствие лишней подставки для стаканчика, может привести водителя в истерику! Шутка.)
Первое поколение отличается большой надежностью и простотой обслуживания: электроники практически нет, комфорт водителя даже по современным временам очень высокий, запчасти недорогие. Стоимость этих машин сегодня колеблется в районе 10-15 тыс. евро. Поражают своей надежностью двигатели: владельцев, нетронутых руками мотористов, движков «миллионников» можно встретить на каждой третьей подобной машине.
Второе поколение. Машины также считаются надежными. Но не для наших дорог и топлива. Переход европейцев на стандарты евро-4 и евро-5 вызвали необходимость менять двигатели на данных моделях чаще, чем раз в 5 лет. Соответственно и качество топлива к этим моделям должно быть выше. В наших широтах эксплуатация этих машин показала, что качественной «соляры» как не было – так и нет. Ремонт топливной аппаратуры остается самым востребованным для второго поколения FM. Дизайн и комфорт этой серии – вне конкуренции. Цена на машину может колебаться в районе 20-40 тыс. евро.
В Volvo FM последнего поколения основные изменения коснулись двигательной установки: на авто ставят новые 11-ти и 13-ти литровые дизельные моторы, с 8-ю вариантами мощности: от 330 до 500 л.с. Введенная система динамического рулевого управления призвана повысить как комфорт управляемости, так и точность вождения. На официальном сайте Вольво утверждают, что машина с прицепом с такой системой управления может сдавать задом без отклонений от траектории почти сотню метров. При чем водителю даже не надо держать руль!
В ходе работы новый FM максимально подогнали под «старшего брата» FH в плане дизайна и комфорта. Из удобств: подножки на бампере, на которые можно встать при очистке стекла, теперь покрыты противоскользящим материалом.
Сомнительно: вся передняя светотехника изготавливается теперь из пластика. Сопротивление механическим повреждениям конечно растет. Но желтизна и помутнение, возникающие со временем - очень сильно раздражают: замена или чистка помутневшего пластика стоят дорого.
Лирическое отступление на тему: «я тебя породил, я тебя и развивать буду». FM все сильнее напоминает FH, и не только внешне. Еще в начале 2000-х на Вольво начали переживать, что машина отберет часть рынка у серии FH, рассчитанной на дальние перевозки. Чтобы затормозить данный процесс FM начали оснащать менее мощными двигателями. Но потребителей было не остановить: FM основательно занял нишу региональных и межрегиональных перевозок, как на средние, так и дальние расстояния. Теперь инженеры концерна вынуждены идти на поводу у потребителей: «младшенький» получил новые увеличенные топливные баки.
МАЗ 509 лесовоз, созданный на базе МАЗ 500, успешно заменил собой автомобили предшествующей 200-й серии. В процессе работы использовались двухосные прицепы роспуски. Высокая грузоподъемность и...
|