ЗИС 127 - первый советский автобус для междугородних перевозок

В истории завода им. Сталина 1955 год стал началом производства пассажирского транспорта междугородного назначения. Первой моделью данного класса явился автобус ЗИС 127 (в 1956 г. в связи с переименованием завода он получил аббревиатуру ЗИЛ-127). Его серийный выпуск продолжался вплоть до 1961 г. – за это время с конвейера завода сошла 851 единица техники этой марки. Максимум производства 127-го припал на 1958 и 1959 гг. – тогда их выпускали по 200 экземпляров ежегодно, при этом за последний 1961 г. собрали всего одну модель. Каких либо особых недостатков в них не зафиксировали.


Единственным минусом оказалась неудачная габаритность, усложнявшая вписывание в повороты во время движения – ширина машины на 18 см превышала существующую в то время норму. Это и стало официальным поводом приостановки производства столь успешной модели. Кроме этого, автобус выявился немного перетяжелённым, что обусловило его долгий разгон и медленное торможение. В те годы лидерство в изготовлении автобусного транспорта перешло компании Ikarus (Венгрия), которая в действительности вытеснила автобус ЗИС 127, признанный бесперспективным вопреки имеющимся грамотным наработкам по его модернизации.

 

Особенности внешнего дизайна

 

Следует уточнить, что первоначально было выпущено 4 вида ЗИС 127. Первая из них имела 6 прямых окон по бокам салона, 3 люка багажника с правой стороны вдоль юбки, прожектор над ветровым стеклом и художественную фишку спереди над эмблемой. Другая модель имела те же 6 окон, но задняя часть салона была глухо-закрытой. Третий экземпляр, поставленный на конвейер, имел 7 окон и 4 люка багажника вдоль юбки с правого бока. Последний, четвертый вид (ЗИС-129) широко использовался в качестве городского транспорта, имел 2 двери-гармошки. Кроме вышеуказанного, каждая разновидность оборудовалась двумя типами остекления – цельным окном или с форточками.

 

Фото ЗиС 127

 

Наружный экстерьер ЗИС 127 выделялся эффектностью вследствие гофрированных бортов из алюминия и множества хромированных элементов в духе американского Запада. Дизайн автобуса был обусловлен тем, что в послевоенное время идеалом дорожной инфраструктуры была признана американская. В связи с этим коллектив советских конструкторов-проектировщиков отбыл с делегацией в США с целью ознакомления с наработками лидирующего перевозчика. Полученные от американцев навыки и отразились на внешнем облике 127-го.

 

Устройство автобуса

 

Компоновка автобуса в результате оказалась заднемоторной, электродвигатель разместили поперек в заднем свесе. Кузов – несущий, металлический, вагонный с единой пассажирской дверью спереди. Водительское рабочее место не стали оборудовать дополнительной дверью.


Подвеска каждой опоры имела полуэллиптические авторессоры с фиксацией к корпусу через каучуковые подушки. Между рессорными пластинами находились древесные прокладки. Машина оборудовалась торсионным стабилизатором стойкости и 2-сторонними гидроамортизаторами, что способствовало плавному и безопасному движению.

 

Первый советский междугородный автобус ЗиС 127

 

Автобус ЗИС 127 оборудовался продуктивными системами обогрева, вентилирования и освещения, радиосвязью, часами, термометром. Над лобовиком устанавливался мощный прожектор (100 Вт) с обширной длиной световых лучей 200 м. Впервые в истории автобусного транспорта использовались независимые тормозные магистрали передней и задней оси с пневмоприводом.


Рулевое управление ЗИС 127 оснащалось гидравлическим усилителем. Он серьезно облегчал проворачивание колес и существенно сглаживал удары, получаемые рулем из-за неровностей пути. Кроме этого, гидроусилитель увеличивал безопасность езды, предупреждая резкое проворачивание колес при прокалывании шины. Питание гидравлического усилителя осуществлялось по контуру от лопастной помпы, работающей от мотора за счет ременной передачи.

 

Салон

 

В комфортном салоне были мягкие полуспальные пассажирские сиденья самолётного исполнения с регулируемой подушкой, а также спинкой с возможностью фиксирования в 3-х позициях. Каждое кресло индивидуально оснащалось светильником и вентиляцией. Вдоль салона по бокам предусматривались полки для малогабаритной поклажи, а в нижней части подпольного пространства размещались 8 багажных отсеков, из-за чего пол под креслами был приподнят на 97 см над уровнем дороги. Пассажировместимость ЗИС 127 составляла 32 места для сидения.

 

 

 

Рабочее место водителя отгораживалось стальной панелью с окошками, к которой прикреплялся аккуратный турникет-шлагбаум, закрывающийся за счет пружинной муфты. Как правило, водители его не использовали. Водительское кресло имело регулировки положения спинки и изголовья. Приборная панель с контрольными датчиками была белой. Измерительные приборы электрооборудования, установленные здесь, работали за счет дистанционного электропривода.

 

Основные технические характеристики

 

Необходимую динамику автобус ЗИС 127 получал от нестандартного для моделей ЗИСа силового агрегата – дизельного, рядного, 2-тактного, 6-цилиндрового двигателя марки ЯАЗ-М206Д мощностью 180 л.с., позволяющего разгонять его до 95 км/ч при объеме бака – 250 л. На машине использовалось электрооборудование напряжением 12 В. Но стартер марки СТ-26 работал с напряжением в 24 В.

 

ЗиС 127 в Таллине

 

Габаритная длина техники при 5,6-метровой колёсной базе достигала 10,2 м, ширина – 2,7 м, а высота с учетом 27-сантиметрового дорожного просвета – 3,0 м.
Сцепление серии ЯАЗ снабжалось гидроприводом, состоящим из педали главного гидроцилиндра, трубопроводного контура и рабочего цилиндра, смонтированного на корпусе сцепления. Педаль имела дополнительную пружину, которая значительно облегчала выключение сцепной муфты.


Трансмиссия состояла из механической, 3-ходовой КПП, снабженной инерционным синхронизирующим устройством для включения 3 и 4 передач. Передаточное число главной передачи – 3,6; І – 6,17; ІІ – 3,4; ІІІ – 1,78; IV – 1,0. Вследствие такой взаимосвязи ЗИС 127 медленно набирал разгон, но при этом был способен поддерживать высокую скорость при малом расходовании горючего – 40 л/100 км.


Автобус ЗИС 127 отличался надежностью и долговечностью. Последние экземпляры сняли с междугородних перевозок лишь в 70-х гг., когда возраст многих из них превысил 20 лет.

 

Фото автобуса

 

Автобус ЗиС 127

 

 

Советский автобус ЗиС 127

 

 

ЗиС 127 на выставке

 

 

Салон ЗиС 127

 

Ссылка на promplace.ru обязательна
Похожие статьи
ПАЗ 4230 - воплощение передовых конструкторских разработок
НефАЗ 5299 - популярная модель городского автобуса от Нефтекамского Автобусного Завода
ПАЗ 3204 - преобразования пошли на пользу
Автобус ПАЗ 32053 - модернизированная версия популярной модели
Венгерский странник и скиталец - Икарус 256
ПАЗ 32054 - улучшенная версия для малых пассажироперевозок