Грузовик ЗиЛ 130 - советская легенда

После окончания войны на московском Заводе им. Сталина был налажен выпуск новых грузовиков ЗиС-150, которые попали конвейер, несмотря на целый ряд недостатков. Модель была почти полностью скопирована с американского International, выпущенного еще до войны, а её создание происходило в спешке – народное хозяйство страны нуждалось в грузовом транспорте, количество которого значительно уменьшилось во время военных действий.


Уже в процессе эксплуатации автомобилей выяснилось, что они во многом уступают другим грузовикам своего класса, а именно ДАЗ-130 "Украинец" и УльЗиС-253 и нуждаются в модернизации или даже замене. Хотя работа над проектированием новых машин на заводе не прекращалась ни на минуту (в то время, как одобренная вышестоящим руководством модель поступала в производство, инженеры уже вовсю занимались созданием новых версий), освоить за короткое время их выпуск было не так просто. Так в 1957 г. появились модернизированные версии "стопятидесятого" – ЗиЛ-164 и ЗиЛ-164А.

 

Рождение легенды

 

А в 1953 г. конструкторы Московского автозавода начали разработку принципиально нового для своего времени грузового автомобиля, призванного заменить собой, прямо скажем, "сырые" и во многом недоработанные машины семейства ЗиС-150 / ЗиЛ-164. Руководить процессом создания грузовика поручили главному конструктору завода А.М. Кригеру, ведущим конструктором стал А.Г. Феста. Автомобилю присвоили индекс ЗиС-125, а свое оригинальное название – ЗиЛ 130 он получил уже позже. Надо отметить, что процесс создания этой модели грузовика параллельно шел на двух заводах, кроме ЗиСа в работе участвовали конструкторы Днепропетровского автозавода, чей опытный образец назывался ДаЗ-130. Однако в результате того, что предприятие поменяло свой профиль, начав выпуск ракетной техники, все наработки по ДаЗу были переданы в Москву, на уже переименованный к тому времени завод им. Лихачева.

 

Легендарный ЗиЛ 130

 

Первый опытный образец нового грузового автомобиля был готов в 1956 г. Он представлял собой доработанную, во многом усовершенствованную версию ЗиС-125 с отличной от первоначального варианта внешностью и отсутствием недостатков, характерных для предыдущих моделей. И да, это уже был ЗиЛ 130, ставший прототипом самого популярного советского грузовика эпохи застоя. В 1959 г. закончились испытания опытного образца, результаты которых оказались удовлетворительными, после чего было решено, что производство новых перспективных автомобилей необходимо наладить в ближайшее время.


Предполагалось, что Московский автозавод освоит серийный выпуск грузовиков в 1961-1962 гг., однако этого не произошло. В 1961 началось комплексная реконструкция предприятия, которая продолжалась три года. В 1962 – 1963 гг. было выпущено несколько десятков моделей, которые позволили отработать сборочный процесс и сформировать окончательный стайлинг грузовика. В 1963 г. на очередной ежегодной Международной ярмарке, проводимой в Лейпциге, автомобиль ЗиЛ 130 заслуженно получил золотую медаль, а инженеров наградили дипломами.

 

ЗиЛ 130

 

Массовый выпуск новых 5-тонников удалось наладить лишь с  1 октября 1964 г., после того, как реконструкция завода подошла к концу. Кстати, в этом же году с конвейера сошел последний грузовик ЗиЛ-164А, после чего "сто тридцатый" надолго стал основной производственной программой завода им. Лихачева, а в числе первых, кто заполучил эти автомобили, были автотранспортные предприятия Москвы, Ярославля, Тулы, Душанбе, Ялты и пр.

 

Кабина

 

Внешнее оформление машин было для середины 60-х гг. необычным и сразу привлекало внимание. Во-первых, эта модель стала первой, окрашенной в "невоенные" цвета – белый и голубой. До этого все зиловские грузовики имели окрас цвета хаки. Конечно, для армии завод продолжал выпускать машины защитного цвета, кроме того военные модификации оснащались и рядом дополнительных приспособлений – светомаскировочными насадками, 10- и 20-литровыми канистрами, топором, лопатой и пр.

 

Грузовик ЗиЛ 130

 

Во-вторых, автомобиль получил капот аллигаторного типа, крылья обтекаемой формы и панорамное лобовое стекло. Правда, многие водители, привыкшие к ветровому стеклу, были недовольны таким решением, но недостатка в свежем воздухе не было – он поступал из открытых окон и люка. Наконец, запоминающимся элементом стала решетка радиатора.


Трехместная цельнометаллическая кабина ЗиЛ 130 имела передовой для 60-х годов дизайн, который даже сейчас нельзя назвать устаревшим. Конструкторы поработали на славу и в плане комфорта: автомобиль выгодно отличался от большинства советских грузовиков, а водитель получил улучшенные условия труда. Посадка стала более удобной, поскольку ширина кабины была увеличена по сравнению с ЗиЛ 164 на 1,2 м.

 

ЗиЛ 130 с тентом

 

Просторная кабина имела оптимальное расположение приборов и была оборудована мягкими сиденьями – водительским и сдвоенным пассажирским. Кресло водителя регулировалось в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также менялся угол наклона подушки и спинки. На этом автомобили впервые был использован гидроусилитель руля, что сделало управление грузовиком более простым, а безопасность движения более высокой – теперь при разрыве шины переднего колеса ЗИЛ 130, машину легко было удержать на дороге.

 

Кузов

 

Деревянная платформа, оснащенная откидным задним бортом, была грузопассажирской. К решеткам боковых бортов кузова крепились откидные скамейки, рассчитанные на 16 человек, а также имелась съемная скамейка, на которой умещалось еще 8 человек. Съемные дуги и тент также входили в стандартную комплектацию автомобиля. Размеры ЗИЛ 130 - 6 675 х 2 500 х 2 400 мм. Объем грузовой платформы – 5,10 куб.м., площадь пола – 8,72 кв.м. Учитывая, что высота кузова ЗиЛ 130 соответствовала высоте пола железнодорожного вагона, проведение погрузо-разгрузочных работ существенно упрощалось.

 

Двигатель

 

Легендарный грузовик стал настоящим прорывом в советском автомобилестроении, ведь вместе со "сто тридцатым" появились трехместная кабина, гидроусилитель руля, коробка передач с косозубыми шестернями и синхронизаторами, предпусковый подогреватель двигателя, омыватели стекла и пр. Технические характеристики ЗиЛ 130 стали также более совершенными. На самый первый, собранный еще в 1956 г., автомобиль был установлен 5-литровый 135-сильный карбюртор V6, однако для грузового автомобиля он оказался неподходящим.

 

 

 

Годом позже опытные модели получили верхнеклапанные шестицилиндровые двигатели объем 5,5 л. и мощностью 140 л.с. Но и они не пошли в серийное производство. Окончательным вариантом двигателя для ЗиЛ 130 стал 6-литровый силовой агрегат V8 с системой жидкостного охлаждения, собранный по аналогу с мотором правительственного лимузина ЗиЛ-111 , мощность которого составляла 150 л.с.. Позже этот мотор получил название ЗиЛ 130 и был унифицирован с двигателем ЗИЛ 375, который устанавливали на городские автобусы и тяжелые грузовики Урал.

 

Бортовой ЗиЛ 130

 

От ЗиЛ 111 новый мотор отличался степенью сжатия: её уменьшили до значения 6,5, что, в свою очередь, привело к снижению мощности с 220 до 150 л.с. ЗиЛ 111 потреблял 95 бензин, а для рабочего грузовика это было неприемлемо. Новый двигатель "питался" бензином А-76 и был весьма прожорливым: средний расход топлива составлял около 30–40 л / 100 км. Конечно, для советского времени эти цифры не были критичными – бензин стоил копейки. А вот нынешним владельцам ЗиЛ 130 пришлось переобрудовать свои автомобили, чтобы удешевить их эксплуатацию. Запас хода при полностью заправленном топливном баке объемом 170 литров – 445 км. Максимальная скорость, которую мог развивать автомобиль, достигала 90 км/час.

 

Основные технические характеристики

 

ЗиЛ 130 комплектовался механической 5-ступенчатой КПП с измененными передаточными числами, двойной главной передачей, которая являлась частью механизмов ведущего заднего моста, и синхронизаторами на II-V передачах. Правда, схема переключения передач была несколько иной, чем  в легковом автомобиле, однако трудностей это не доставляло. Сцепление – фрикционное однодисковое сухое с механическим приводом. Двухконтурная тормозная система имела регуляторы тормозных усилий и двухцилиндровый компрессор с жидкостной системой охлаждения. Колеса – с пневмоприводом. Подвеску расположили на полуэллиптических продольных рессорах. Система зажигания новых автомобилей была контактно-транзисторной и она доставляла немало проблем владельцам ЗиЛ 130.

 

Аварийный ЗиЛ 130

 

 

Модификации

 

Шасси ЗИЛ 130 стало базовым для создании целого ряда машин спецназначения – автотопливозаправщиков, автокранов, пожарных автомобилей, рефрижераторов, мусоровозов, автомобилей для коммунальных служб и многих других. Большой популярностью пользовались тягачи и самосвалы ЗИЛ 130. Надежное устройство, неприхотливость в обслуживании и эксплуатации стали главными предпосылками успеха этих грузовиков за рубежом. Экспорт ЗиЛ 130 был налажен в более чем 40 стран мира, а созданные экспортные модификации автомобиля могли работать как в тропическом климате, так и в суровых северных условиях. По спецзаказу на ЗиЛы устанавливали английский движок Perkins, мощностью 140 л.с. и третью ось (неведущую), что позволяло увеличить грузоподъемность техники до 8 тонн.

 

Фото ЗиЛ 130

 

Несмотря на то, что грузовик получился очень удачным, необходимость модернизации со временем встала и перед ним. В 1977 г. была увеличена грузоподъемность машины до 6 тонн, В начале 80-х стало ясно, что эксплуатация среднетоннажных грузовиков, работающих на бензине, абсолютно нерентабельна, в связи с чем конструкторы сосредоточились на создании машин, заправлявшихся сжатым или сжиженным газом. Буквально за год была разработана версия ЗиЛ 130 с двигателем типа дизель, однако дальше опытных образцов дело не пошло.

 

Спрос на старый добрый ЗиЛ есть и в наши дни

 

С 1986 г. на заводе было налажено производство грузовиков нового поколения ЗиЛ 4331, спрос на которые рос с каждым годом. К сожалению, экономическая ситуация, сложившаяся в стране в начале 90-х, вынудила большинство предприятий отказаться от популярного грузовика – устаревшая конструкция, высокие расходы на эксплуатацию, необходимость постоянного ремонта ЗиЛ 130 – все это дало о себе знать. К тому же спрос на среднетоннажники в те годы резко снизился.


Производство грузовиков было переведено из Москвы на Уральский автомоторный завод, расположенный в Новоуральске, где машины постепенно превратились в 6-тонник Амур 53131. Несмотря на то, что "начинка" автомобилей несколько поменялась, кабина и оперение остались прежними. Видимо, "старичка" ЗиЛа не так то легко отправить на покой. Хотя и порядком устаревшие, но неприхотливые и, главное, доступные по цене, ЗиЛ 130 все еще пользуются спросом.


Многие автолюбители с удовольствием приобретают эти легендарные машины, делая из них настоящие шедевры. Каких только фотографий "сто тридцатого" не встретишь на просторах интернета – апгрейд старых грузовичков весьма популярен среди профессионалов. Приобрести же исходники для дальнейшего тюнинга можно по совсем скромным расценкам – от 35-50 тыс. рублей за машину. Конечно, состояние таких машин далеко от идеального, но запчасти на ЗиЛ 130 приобрести вовсе не сложно. Экземпляры, сохранившиеся в отличном состоянии предлагают дороже и их стоимость доходит до 350 – 380 тыс. рублей.

 

ЗиЛ 130 тюнинг

 

Ссылка на promplace.ru обязательна
Похожие статьи
МАЗ 5335 мог похвастаться неплохими для своего времени техническими параметрами
Новые магистральные тягачи КАМАЗ 5490 уже появились на дорогах
Среди советских внедорожных грузовиков КрАЗ 255 занимает особое место
Грузовые автомобили Hyundai - секрет популярности корейских машин
Знаменитый ГАЗ 51 продержался на конвейере 30 лет
Шасси КрАЗ 6510 используется для монтажа различных установок